Попова С.Г. педагог-психолог

Профессиональная деятельность:

Проведение занятий в «Школе приёмного родителя», «Клубе замещающего родителя», проведение диагностики на психо-эмоциональную готовность кандидатов в замещающие родители, оказание консультаций гражданам и замещающим родителям, сопровождение замещающих семей.

Профессиональные интересы:

Детская психология;  Семейная психология;  Проблематика социализации трудных подростков;  Песочная терапия в диагностировании детско-родительских отношений.Развитие экспрессивных и координирующих способностей игровой деятельностью.

МОЙ ОСОБЫЙ РЕБЕНОК

Советы родителям

Дети школьного возраста с особыми возможностями испытывают потребность в познании, поэтому важна помощь и родителей для получения этими детьми полных представлений об окружающем мире, их успешной социальной адаптации.

Помогите своему ребенку

  • научиться владеть пространственными и временными понятиями:
  • (влево-вправо, вверх-вниз, вперед-назад…времена года, кол-во месяцев, дни недели, время по часам…)
  • освоить сведения о себе, семье,
  • расширить осведомленность, кругозор,
  • развить координацию движения и моторику руки (рисование, подвижные игры, работа с конструктором, вышивание…),
  • речь, навыки общения.

Придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите ребенка каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность в собственных силах.

Просите о помощи, не отдавайте распоряжения, говорите сдержанно, спокойно, мягко, не перегружайте ребёнка большим количеством поручений.

Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Дети чувствуют себя в большей безопасности, если имеют дело с многократно повторяющимися действиями, они более восприимчивы и лучше реагируют, когда регулярно едят, отдыхают, трудятся и спят.

Необходима ежедневная физическая активность на свежем воздухе.

Не прибегайте к физическому наказанию. Помните, что ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

Если что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете.

Подробнее: МОЙ ОСОБЫЙ РЕБЕНОК

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду

Адаптация к детскому саду - серьезное испытание для малышей. Для того что бы, вызванные адаптацией стрессовые реакции не нарушали эмоциональное состояние ребенка,  рекомендуется:

• Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.

• Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.

• Обучать ребенка дома всем необходимым навыкам  самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок.

• Расширять «социальный горизонт»  ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т. д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.

• Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки.

Психологически ребенку наиболее тяжело даются 3 момента из режима детского сада: приход утром и расставание с родными, возвращение в группу после прогулки, укладывание на дневной сон.

 Рекомендуемый вариант посещения детского сада на период привыкания:

1. Сначала приводить ребенка на первую  половину дня до сна. Если эмоциональные реакции ребенка будут очень сильными (постоянный непрекращающийся плач) разделите этот этап на два:

- Сначала приводить ребенка на 2 – 2,5 часа в период с 9.00 до возвращения в группу с утренней прогулки, накормив ребенка дома завтраком (в начале посещения детского сада желательно в первые дни не оставлять ребенка надолго).

- Затем время пребывания в детском саду увеличится с 8.00 до 12.00, и предложить  ребенку попробовать обед в группе.

Подробнее: Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА. ЧТО ЭТО?

Как удовлетворить детское любопытство. Почему мальчики и девочки отличаются?

Вопрос: «Почему мальчики и девочки отличаются?» - возникает примерно в 3-4 года. Если малыш уже «готов узнать» - он увидит эти различия в уже привычных ситуациях. У собачки или лошадки, в туалете в садике - я и  Сережа разные! А почему у Сережи пися такая, а у меня нет? А она вырастет? Со мной что-то не так? 

Чем же мальчики отличаются от девочек? Как удовлетворить детское любопытство. 

Помните о том, что роль родителей в сексуальном образовании детей огромна - именно от родителей они получают первую информацию об этом, именно мамы и папы  закладывают в них дальнейшее отношение к теме сексуальности и близости. 
 
Опасно избегать ответов на «неловкие» вопросы - это порождает тайну, приводя к еще большему напору и настойчивости. Детская фантазия и любопытство все равно предоставит малышу ответ на этот вопрос. А детская логика - разговор отдельный. Тема «под запретом» и естественные реакции организма могут привести к серьезным проблемам во взрослом возрасте. 
 
Как же правильно рассказать малышу о таких вещах? 

Начинать можно с самого простого - «Ты девочка, а Ваня мальчик. Девочки носят платья и туфельки, а мальчики - штаны и ботинки. У девочек и мальчиков имена разные, как у меня и папы, например, Дима, Андрей — имена для мальчиков, а Юля, Надя — имена для девочек. Из мальчиков вырастают мужчины, такие как папа, а из девочек — женщины, такие как мама». Это поможет Вашему малышу начать разговор с вполне понятных вещей. 
 
Потом, развивая разговор, мы узнаем у малыша, какие еще различия он замечал. Говорим, что девочки и мальчики, так же как мама и папа, устроены по-разному, мы такими рождаемся (тут отлично помогут фото малыша в младенчестве) и это дано нам на всю жизнь. У девочек ничего не видно, потому что находится внутри. А у мальчиков - снаружи, все видно. У девочек со временем вырастет грудь, а у мальчиков нет. Девочкам она нужна, чтобы кормить деток. 
 
Важно точно и просто говорить о таких вещах. Не проводите аналогии с пестиками и тычинками, краниками и ключиками! Дети легко достраивают свои собственные объяснения, объясняйте ребенку доступными для него словами - уляжется ровно столько, сколько готов переварить.

Эмоции и чувства

После принятия  ребенка в семью, замещающие родители зачастую сталкиваются с такой проблемой, как неумение приемным ребенком проявлять свои  эмоции и чувства, а так же «считывать» эмоции  других. И начать я хочу с непростой темы – запретных чувств.

Эмоции и чувства важны:

- Злость позволяет заявлять о себе, чувствовать и отстаивать свои границы, позволяет запускать изменения.

- Страх дает возможность учитывать риски, становиться чувствительным к своим возможностям и ресурсам, заботиться о себе и других.

- Благодаря грусти и радости мы понимаем, что для нас ценно, важно, учимся выбирать.

Каждое из чувств, без исключения, выполняет важную функцию в жизни и выпадение одного из категории нормальных и естественных приводит к развитию различных невротических механизмов защиты (вплоть до соматических проявлений: астма, всд, энурез, энкопрез и т.д.) и лишает возможности обучиться с этим чувством обходиться. Редко кто из родителей осознанно решает: «Так! у нас нельзя злиться, бояться и грустить. А радоваться можно не более 3 минут и тихо». В основном все происходит неосознанно и родители, сами не наученные чувствовать что-то не могут переносить это чувство у ребенка и выдают на автомате запрещающие реакции (нападение или отвержение), постепенно лишая его возможности пользоваться ресурсами того или иного чувства.

Что делать:

Родителям -  развивать собственную чувствительность (отслеживать, как и что вы чувствуете? Как с этим обходитесь? Какие варианты проявления чувств есть и т.д.)

Говорить о разных чувствах и их важности с ребенком (обсуждая примеры из повседневной жизни, мультиков и книг… А что он чувствует, как думаешь? А что бы ты чувствовал? как ему лучше показать свои чувства? и т.д.)

Учиться принимать чувства ребенка, обходиться с ними, признавая свои ошибки.

 

Можно выполнить простое упражнение, которое помогает обратить внимание на некоторые важные моменты в эмоциональной жизни семьи и дает возможность обсудить то, что происходит.

Упражнение выполняется совместно с ребенком.

Необходимо:

Каждому по листу белой бумаги и что-то чем будете рисовать (карандаши, фломастеры, краски).

 

Инструкция. Нарисуйте каждый по 4 крана, из которых будут литься ваши чувства.

Первый кран – злость.

Второй – страх.

Третий – грусть.

Четвертый – радость.

 

Постарайтесь абстрактно изобразить, как они льются. Какого они цвета, интенсивности? Что-то еле капает, что-то брызжет в разные стороны? Может быть, это вообще не жидкость, а различные предметы? Доверьтесь себе, рисуйте свободно. Не концентрируйтесь на рисунках друг друга.

 

После того как закончите,  подумайте над следующим:

Что получилось?

Какие чувства вызывает ваш рисунок?

Рисунок вашего ребенка?

Что было рисовать труднее?

Что легче?

На что, прежде всего, обратили внимание?

Есть ли что-то, что вас удивило в своем рисунке, рисунке ребенка?

Как вы что-то чувствуете? Как хотели бы?

Какой кран надо чинить? И т.д. обсудите это вместе.

 

Успехов Вам, в воспитании Ваших детей!

Эмоциональное выгорание. Рекомендации приёмным родителям.

Воспитывать приёмного ребёнка непросто и очень ответственно и  важно трезво рассчитать свои силы.

Сложное поведение детей обусловлено их травмированностью. В связи с этим приёмные родители подвержены психоэмоциональным перегрузкам и возникновению эмоционального выгорания: им кажется, что ребёнок не ценит их труд, что он – неблагодарный, усилия не приносят результата, как следствие – взрослые становятся более раздражительными, а потом у них нет сил и желания двигаться дальше.

Как избежать эмоционального выгорания?

·       Ребёнок не обязан оправдывать родительские ожидания. Приёмные дети будут сопротивляться заботе, защищая себя таким образом от страха снова столкнуться с потерей или предательством.

Подробнее: Эмоциональное выгорание. Рекомендации приёмным родителям.

Искусство научить слышать

Складывается впечатление, что большинство подростков в наши дни демонстрируют избирательность слуха. Конечно, они слышат музыку, друзей и даже самые неразборчивые тексты песен, но когда дело доходит до реагирования на просьбы родителей — совсем другая история. Вы уже пробовали кричать и угрожать, чтобы обратить на себя внимание? Ничего удивительного: согласно данным проведенного соцопроса, самым распространенным среди трудных моментов воспитания подростка оказался пункт «мой ребенок меня не слышит». Значит, надо попытаться достучаться до него другими методами.

Шаг 1.

Самый простой способ обратить на себя внимание ребенка — говорить не больше, а меньше. Как ни странно, в таком случае у вас повышается вероятность...

Подробнее: Искусство научить слышать

Стили семейного воспитания. Общение, как важнейший фактор становления детско-родительских отношений.

Психологами доказано, что стиль родительского взаимодействия непроизвольнозапечатлевается в психике ребенка. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение передаются уже привычные для нас способы общения и воспитания.

Идеальным родителем быть невозможно, однако нужно научиться соблюдать правило трех «П»: ПРИНЯТИЕ, ПОЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ.

Характер ребенка - это результат семейного воспитания, и его проявление можно увидеть на третьем году жизни. Стиль семейного воспитания - это характерные способности общения родителей с ребенком, использование определенных средств и методов педагогического воздействия, которое выражается в словесном воздействии. В каждой семье свой стиль общения. Умение взаимодействовать с детьми очень важно.

Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 20 минут в день. Из них 10 минут приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что существует несколько моделей общения, а значит и воспитания: авторитарный, демократический, попустительский, хаотичный и опекаемый.

Подробнее: Стили семейного воспитания. Общение, как важнейший фактор становления детско-родительских отношений.

Период адаптации (продолжение)

Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми.
Каждый взрослый и каждый ребенок неповторимая личность. У каждого —  своя планка и темп развития. Сравнивать разных детей нельзя, можно сравнивать только с самим собой — сегодня я сделал лучше или хуже, чем вчера. Принимайте ребенка таким, какой он есть, он неповторим.
Не стремитесь сделать его лучше, чем он есть. Ваши идеалы могут быть ему не по силам. Хуже всего из самого плохого в воспитании — это предсказывать ребенку, что из него ничего не выйдет или что у него плохой характер, не такой, как у другого знакомого вам ребенка.

Подробнее: Период адаптации (продолжение)

Ваш ребенок стеснительный. Чем могут помочь родители?

Как помочь своему стеснительному ребенку. У каждого ребенка есть положительные, достойные похвалы черты. Каждый ребенок уникален. Важнейшая часть воспитания застенчивых детей состоит в том, чтобы найти эти особые черты.

Родители должны помочь ребенку развить присущие ему достоинства. Это могут быть спортивные таланты или интерес к животным. Если ребенок найдет себе занятие по душе, он будет действовать увереннее. Ему важно вести разговоры со сверстниками о том предмете, в котором он хорошо разбирается. Как только малыш научится устанавливать дружеские связи с другими детьми, у него появятся друзья.

Подробнее: Ваш ребенок стеснительный. Чем могут помочь родители?

Страница 1 из 4

Национальный проект "Демография"

Последние новости

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

Контактная информация

МКУСО «Центр помощи детям»

456040, Челябинская область, г.Усть-Катав, ул. Строителей, д 5

Тел.: 8(35167) 3-06-71 (Приемная), 8(35167)3-10-45 (Бухгалтерия)

det-domik@mail.ru

Сейчас 15 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте