Сироты, отвергнутые дети, узнают чрезвычайно рано,
что они не такие дети, как «те другие», а гораздо хуже
и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности.
Ф.М. Достоевский
Поднимая тему о психологических особенностях детей воспитывающихся в условиях детского дома, необходимо сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних.
Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Данный контингент детей в настоящее время является преобладающим.
В зависимости от того, чего именно лишен ребёнок, выделяют разные виды депривации (утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности) – материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную и другие.
Наиболее сложной формой депривации детей (Л. Ярроу) является материнская депривация - отсутствие связи ребёнка именно с биологической матерью. Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру.
Исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию
Формирование личности ребенка - сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.
Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации:
-
Резкое снижение у ребёнка яркости восприятия и разнообразия впечатлений приводит к сенсорной депривации,
-
Сокращение общения ребёнка с другими людьми - к социальной депривации,
-
Слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение - к эмоциональной депривации,
-
Жесткая формальная организация среды детского дома - к когнитивной депривации.
Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.
У детей, воспитывающихся в детском доме, часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности.
Зависимость от взрослого может выступать в двух формах:
-
Положительной - когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п.,
-
Отрицательной - когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием.
Вопрос о том, как найти общий язык с приемным ребенком и построить с ним доверительные отношения волнует практически каждого замещающего родителя. Как правило, ребенок, попадающий в новую семью, имеет негативный эмоциональный опыт отношений с близкими взрослыми, разлуки с ними. Некоторые дети пережили пренебрежительное, и даже жестокое обращение со стороны взрослых. Все это не может не повлиять на выстраивание отношений с членами новой семьи.
Учитывая психологические особенности развития ребенка, замещающим родителям, необходимо учитывать не только главные возрастные и личностные особенности, но и основные психологические новообразования детей в определённом возрасте. Конечно, нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Родителям следует внимательно относиться к воспоминаниям ребенка, которому необходимо поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Необходимо сохранять памятные ему вещи и помогать в налаживании жизни и учебы.
При этом важно помнить, что, как бы ни были благоприятны условия, основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностных ориентаций и способностей, в основном является взрослый человек.