Попова С.Г. педагог-психолог

Профессиональная деятельность:

Проведение занятий в «Школе приёмного родителя», «Клубе замещающего родителя», проведение диагностики на психо-эмоциональную готовность кандидатов в замещающие родители, оказание консультаций гражданам и замещающим родителям, сопровождение замещающих семей.

Профессиональные интересы:

Детская психология;  Семейная психология;  Проблематика социализации трудных подростков;  Песочная терапия в диагностировании детско-родительских отношений.Развитие экспрессивных и координирующих способностей игровой деятельностью.

Как рассказать ребенку, что он приемный

Как правильно поступить, если ребенок является приемным?

Семейные пары, которые усыновили ребенка, рано и поздно сталкиваются с тем, нужно ли ребенку рассказывать о том, что они не его родные родители. И если ответ будет положительным, то какой возраст для этого будет лучше всего. Это связано с тем, чтобы своим признанием не травмировать психику ребенка.

По мнению профессиональных детских психологов - правду о  рождении лучше всего сказать ребенку в дошкольном возрасте, желательно до 7 лет. Самым подходящим считается период, когда ребенок сам начинает интересоваться и задавать вопросы, откуда он появился. Самым же неподходящим является подростковый возраст, так как это негативно может отразиться на его психике и у него снизится самооценка.

Следует помнить, что ребенку примерно до четырехлетнего возраста не интересны разговоры о том, как он появился на свет, для него главное его настоящее. В этот период для него лучше всего создать атмосферу гармонии в семье.

Когда малыш начинает спрашивать у родителей о своем происхождении, то это означает о том, что он уже готов для информации о том, что он является приемным ребенком. Рассказывать правду необходимо таким образом, чтобы у него не появилось чувство обмана. Как только ребенку исполнится четыре - пять лет, то он начнет всем интересоваться. Этот возраст является самым оптимальным для того, чтобы сообщить ему о том, что вы являетесь ему приемными родителями. Очень важно в этот момент объяснить ребенку это доступно и четко отвечать на его вопросы. Не нужно вдаваться в подробности и рассказывать о том, что его родители плохие люди. Всего этого ребенок не поймет, а даже и испугаться.

Родители должны помнить, что рассказывать правду ребенку надо с осторожностью, чтобы не навредить его психике.

В дошкольном возрасте малышу можно преподнести это как сказку. Например, так: «Танечка жила в домике, где было много других деток, она вместе с этими детками играла, кушала, спала. Там были разные красивые игрушки, она спала на маленькой кроватке. А мама ее нашла. И сейчас,  мама и Танечка живут вместе, и теперь мама самая счастливая, потому что Танечка с ней дома! И Танечка самая любимая, мамина принцесса и красавица, мамина самая лучшая доченька».

Во время такого разговора можно будет сказать ребенку о том, что существуют семьи, которые не могут иметь своих деток, а есть и такие, которые не могут содержать детей. Вот именно в таких случаях деток из таких семей берут на воспитание чужие люди, которые любят ребенка, как своего собственного. Так же ребенок должен знать о том, что его любят.

Свой рассказ лучше проводить в виде небольшой игры или сказки, чтобы ребенок смог вас понять.

Очень часто дети, которых усыновили, на бессознательном уровне «помнят», что они были покинуты, поэтому, когда родители рассказывают им правду, для детей это не является новостью, у них появляется новое ощущение, что нет расхождений между внешней реальностью и внутренними их ощущениями.

Родители, которые решили рассказать ребенку правду, должна быть готовы к тому, что этот вопрос может подниматься не один раз. Это связано с тем, что ребенок хочет хорошо все запомнить и понять услышанное. После вашего рассказа, вам нужно будет удостовериться в том, что ребенок вас понял.

Часто таких деток посещают страхи. Они думают о том, что приемные родители могут от них отказаться в случае плохого поведения. Бывает достаточно одной необдуманной фразы и так тяжело выстроенное доверие ломается. Если же родители сильно стараются показать свое хорошее расположение к ребенку – это тоже рождает опасение. Чувство расположение приемного ребенка к родителям появляется не спонтанно, его нужно заслужить, а это длительный процесс и очень трудоемкая работа.

Важно создавать не видимость, а настоящую реальную семью – и в такой семье, конечно, высокий уровень доверия, а, следовательно, нет обмана.

Желаем Вам доверительных и теплых отношений с вашими детьми, вне зависимости от того, приемные они или родные!

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в школу

Как узнать, готов ли Ваш ребенок к школе?

Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Оттого, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка, так как именно в школе начинается оценку его интеллектуальных возможностей учителями, а в зависимости от их оценки, и родителями. А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в жизни, то, чего он сможет в ней добиться.

Очень важно, чтобы ребенок с первого же дня чувствовал себя успешным учеником, а не «плелся в хвосте» среди отстающих.

 

{spoiler title=Тест «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка» opened=0}

Тест проводится в форме беседы.

Инструкция для ребенка

Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить – ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.

Вопросы для беседы

1. Как твоя фамилия, имя, отчество?
2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.
3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?
4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?
5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?
6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
7. Кем работают твои родители?
8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?)
9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?
10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?
11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?
12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?
13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?
14. Зачем в школе нужны парта и звонок?
15. Хочешь ли ты учиться в школе?
16. Что делает учитель? Врач? Продавец?
17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.
18. Каких ты знаешь птиц? А животных?
19. У кого больше лап – у утки или у коровы?
20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?
21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?
22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку?

Перед началом беседы приготовьте листочек бумаги, на котором Вы запишете баллы, засчитываемые за правильные ответы на вопросы. Затем задаете ребенку вопрос, он отвечает. Время ответа не ограничено, спешить не нужно. Дайте малышу возможность подумать. Если ответ неточный, но близок к правильному, дайте время подумать еще, но не подсказывайте ответ и не «направляйте» ребенка.

Обработка теста

1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл (за исключением контрольных – см. ниже).
2. Правильными считаются ответы, которые соответствуют поставленному вопросу: «Папа работает водителем. У коровы больше лап, чем у утки». Неправильные ответы, это ответы, типа: «Папа работает на работе. Мама Наташа», и т. д.
3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.
4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:
- № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.
- № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.
- № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.
- № 22 – за правильный ответ – 2 балла.

5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).

Оценка результатов

24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).
20 – 23 баллов – Средний уровень – средняя зрелость.
15 – 20 баллов – Низкий уровень психосоциальной зрелости.

{/spoiler}

 

Прежде всего, следует разобраться, с какого возраста существует реальная необходимость обучать ребенка буквам и цифрам. Как Вы знаете, на сегодняшний момент, большинство детей идут в школу  с определенным багажом знаний в области математики и др. областях. Без многих знаний, просто-напросто, детям будет сложно в первом классе. Никому не хочется, чтобы ребенок отставал от одноклассников. Поэтому мы и стараемся научить его перед школой писать простые слова, читать, считать в пределах десяти и т.д.

На сегодняшний день даже сложился перечень того, что должен уметь и знать ребенок придя в школу. Что входит в этот список?

Прежде всего, в этот список входят знания о себе и своих родителях:

  • Свое Ф. И. О.;
  • Сколько ему лет. Когда у него день рождения;
  • Где он живет (Адрес);
  • Как зовут  родителей;
  • Кем работают родители.

Что должны уметь дети, идущие в школу. Оценка навыков и умений будущих первоклассников:

  • Перерисовать печатными буквами несколько слов из книги; именно перерисовать, так как писать ребенок еще не умеет, хотя он, возможно, уже умеет неплохо читать;
  • Считать от 10 в обратном порядке, не сбиваясь;
  • Назвать основные геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник; выбрать названные фигуры из массы других геометрических фигур;
  • Рассортировать геометрические фигуры или какие-либо предметы на маленькие, средние и большие;
  • Из ряда геометрических фигур удалить явно лишние фигуры - например, из ряда кружков различной величины и цвета, удалить треугольник, из ряда квадратов удалить кружок и т.д.;
  • В ряду геометрических фигур указать совершенно одинаковые;
  • Уметь указать отличия одного рисунка от другого (на первый взгляд одинаковых);
  • Дать правильный ответ на вопрос: каким одним объединяющим словом можно назвать следующие предметы - брюки, рубашка, платье, куртка, пальто;
  • Дать правильный ответ на вопрос: каким одним объединяющим словом можно назвать следующие предметы - кровать, шкаф, стол, стул, тумбочка;
  • Дать правильный ответ на вопрос: какие из названных ниже животных живут в лесу, а какие животные домашние - олень, корова, лось, овца, волк, собака, лиса, кошка, ёжик и пр.;
  • Дать правильный ответ на вопрос: если мальчик идет за мамой, кто идет впереди;
  • Дать правильный ответ на вопрос: если Толя ударил Петю, кто из них драчун;
  • Дать правильный ответ на вопрос: если внучка провожает бабушку, кто уезжает;
  • Разъяснить смысл выражений «красна девица», «дремучий лес», «золотые руки» и т.п.;
  • Правильно выполнить следующие команды: наступи правой ногой на левую ногу; возьмись левой рукой за правое ухо; посмотри направо, погляди налево; положи правую руку себе на левое колено и т.д.;
  • Уметь разгадывать самые простые загадки: «крашеное коромысло над полем нависло» (радуга); «сто одёжек и все без застежек» (капуста); «под полом таится, всякой кошки боится» (мышка); «не портной, но всю жизнь с иголками ходит» (ёжик) и т.п.

Развивающие задачки, для определения готовности ребенка к школе

Вне зависимости от того, насколько хорошо ребенок подготовлен к школе, с ним было бы неплохо за недельку-другую до 1 сентября порешать простенькие развивающие задачки. Мы представим здесь несколько образцов таких задачек:

  • Какой предмет в этом ряду лишний: чашка, тарелка, яблоко, блюдце, стакан?
  • Какой предмет лишний в этом ряду: груша, яблоко, слива, тарелка, апельсин? почему?
  • Какой предмет лишний: машина, самолет, трамвай, автобус, собака?., почему?

Практика показывает, что дети очень любят такие развивающие задачки. Дети воспринимают эти задачки, как занимательную игру; а если детей еще несколько, то игра становится и очень веселой. После того, как ребенок поймет принцип составления задачек, он и сам может начать придумывать их. Оттого игра наверняка станет еще веселее.

Отвечать на вопросы, характеризующие уровень интеллекта

Ребенок, который не сегодня - завтра пойдет в первый класс, должен уметь правильно ответить на вопросы, характеризующие его интеллектуальное развитие. Вот эти вопросы:

  • Какая рука называется правой, а какая левой?
  • Какой палец называется указательным и почему? Какой палец называется мизинцем?
  • Сколько дней в неделе?
  • Какой день называется вчерашним,  и какой день называется завтрашним?
  • Назвать времена года. Чем отличаются друг от друга времена года?
  • Какую пользу приносят человеку кошка, собака, корова, лошадь, овца?
  • Есть ли другие животные, какие, помимо коровы, дают молоко?
  • Как называется страна, в которой ты, малыш, живешь?
  • Как называется город (село), в котором мы живешь?
  • Можешь ли ты назвать свой адрес?
  • Какие любимые книги у тебя есть?
  • Герои каких сказок тебе больше всего нравятся и почему?

Многие умения и знания вкладываются в ребенка воспитателями и логопедами в детских садах, но многое перекладывается на плечи родителей. И  так как большинство школ проводят тестирование знаний и умений детей перед поступлением в первый класс, рекомендуется «подтянуть» ребенка в определенных областях.

Семейные кризисы. Отношения родителей и детей

Кризисы семейной жизни являются одной из составляющих нормального развития семьи.

Условно все существующие кризисы семейной жизни рассматриваются как два варианта кризисов.

Кризис развития. Это кризисы, предсказуемо возникающие в течение жизни и на разных стадиях развития семьи (рождение ребенка, вступление в брак, взросление детей и т.д.).

Кризис ситуации. Большинство кризисов попадают в эту категорию и являются непредсказуемыми стрессовыми факторами (потеря работы, развод, конфликты и др.).

  • Возникновение семьи — стадия, условно называемая «пред-семья».
  • Становление семьи (формирование единого психологического и духовного пространства).
  • Рождение собственно семьи в ее разветвленной структуре (объединение двух поколений старшего и младшего).
  • Взросление детей и разделение поколений.
  • Отделение детей от родительской семьи.
  • Повторение цикла.

Семья, как живой организм, имеет свои периоды детства, юношества, расцвета, болезней, старения и увядания. Переход от одного периода к другому часто связан с появлением противоречий в отношениях мужа и жены и как следствие может приводить к кризисам семейной жизни. Парадокс заключается в том, что кризисы семейной жизни протекают более мучительно, если семья возникла на основе страстной любви и, наоборот, спокойно и почти незаметно, если создание брачного союза было продиктовано сугубо деловыми соображениями.

Кризисы семейной жизни являются одной из составляющих нормального развития семьи. Согласно научным взглядам, «кризис» означает момент разбалансировки системы, потери соответствия или равновесия между проблемами личности и ресурсами, существующими для их разрешения.

{spoiler title=ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ opened=0}

  • Первый кризисный период связан с изменением образа партнера, а именно, с понижением его психологического статуса. Если в начале семейной жизни он или она казались «самыми-самыми», то в ходе кризиса наступает момент, когда на первый план выступают недостатки близкого человека. Семейная жизнь, как маятник, в начале жизни отклонилась к положительному полюсу (позитивное преувеличение), а затем резко метнулась к полюсу отрицательному (негативное преувеличение).

Разрешение. Конструктивно переживают кризисы семейной жизни пары, которые перестают критиковать друг друга, и переходят к среднему, сбалансированному состоянию, спокойно выделяя как достоинства, так и недостатки друг друга. При этом акцент в своих отношениях они делают именно на достоинствах.

  • Второй кризисный период — это психологическая усталость друг от друга, тяготение к свежести и новизне в отношениях. Нередко этот период особенно остро переживают мужчины.

Разрешение. Этот кризис семейной жизни менее болезненно переживают те семьи, в которых «ослабевает поводок» — обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности друг друга, а также там, где оба начинают искать способы обновления своих отношений.

  • Третий кризисный период — рождение ребенка. Обычно его тяжело переносят и мужчины и женщины. Но мужчинам достается много страданий в первый год после рождения ребенка, а женщине во второй. Мужчины часто говорят о том, что у них в первый год очень много страхов и тревоги за семью, жена теряет работоспособность и все финансовое бремя ответственности ложиться на мужчину, это очень напряженная ситуация. В этот момент женщина почти не способна оказывать мужу поддержку, она целиком посвящает себя ребенку. Второй год жизни ребенка очень сложен для жены. Она долго была дома, вся ее жизнь была расписанием кормлений. Вот тут у женщины возникают сомнения, а интересна ли она еще мужу, а стоит ли она еще чего-нибудь как специалист.

Разрешение. Обычно выживают те семьи, где муж и жена не прекращают разговаривать друг с другом. У мужа и жены в этот период очень разные задачи, и живут они, как говорится, «про разное», к тому же полностью поглощенные в свои дела.

  • Четвертый кризисный период. Обычно его выделяют все психологи и даже не психологи. Это возраст семьи — семь лет. Обычно кризис этого периода связывают со скукой в семейной жизни, но если задуматься, молодой семье еще не от чего скучать. Муж на вершине карьеры, жена продолжает профессиональный путь, ребенок стремительно растет и радует родителей ежедневными "новостями роста". Все дело в том, что в семь лет обычно в семье дети идут в школу. А что это значит? А значит это то, что молодой семье в первый раз придется показать миру, кого они вырастили. Это время первых экзаменов для ребенка, а ребенок — плод союза.

Разрешение. Так же помнить об идеализации/обесценивании. Наш ребенок, может, и не лучше чем у остальных, но уж точно — не хуже. Обычно мир хорошо принимает детей, главное чтоб родители не создали дополнительного напряжения.

  • Пятый кризисный период — это кризис семейной жизни, когда ребенок превращается в подростка. Первый этап отделения ребенка от семьи, сначала это отделение только мнения. Для подростка появляются авторитеты помимо его родителей. Семьей этот период может восприниматься как развал семьи, для мужчины и женщины это нечто новое — ребенок приносит в дом еще какие-то мнения и взгляды.

Разрешение. Как ни парадоксально, но семья будет крепнуть, если немного ослабит свои границы. Это прекрасный период, когда можно проверить семью на прочность того, что она не разрушается под воздействием нового. Нового, которое приносит в семью ребенок.

  • Шестой кризисный период — это тот момент, когда семья опять становиться из двух человек, ведь дети выходят из дома. Любопытно, как написать: «выходят» или «уходят»? Скорее, правильней написать про отдаление. Ребенок не уходит из семьи, родительская семья всегда остается для него убежищем, он всегда может туда вернуться. Обычно это самый сложный период для семьи. Множество пар расстаются, когда супругам по сорок лет. Это сложный период и для женщин, и для мужчин. Жизнь практически приходится перекраивать заново, искать в ней новые смыслы. Мужчины увлекаются молодыми женщинами в надежде еще раз пройти цикл от создания семьи до ухода детей, женщины часто уделяют больше внимания карьере. Отношения на этом этапе иногда понимаются как исчерпанные, миссия выполнена.

Разрешение. Обычно помогает чему-либо учиться заново, веселиться.

{/spoiler}

Почему дети не слушаются?

Ребёнок от рождения не имеет никаких дурных черт, он своего рода совершенство.

Ж.-Ж. Руссо

Все взрослые знают, что бывают дети тихие и спокойные, а бывают, наоборот, очень подвижные, активные да ещё и заядлые спорщики. Их постоянно сопровождают шум, гам и беспорядок. Кажется, что ручки этих неугомонных деток сами тянутся к тому, что трогать нельзя, а ножки бегут туда, куда запрещено. Такой  ребенок никак не хочет придерживаться общепринятых правил поведения. Создаётся впечатление, что он специально не слушается взрослых и получает от этого удовольствие. Как приучать шалунишку к порядку, как правильно реагировать на грубость с его стороны?

Самое главное в жизни маленького человечка — Любовь: мамы и папы, бабушек и дедушек, близких и друзей.  Ребенок простит вам практически всё, кроме отсутствия этого чувства. Он должен знать, что близкие люди в любой ситуации его поддержат и никогда не разлюбят. В семьях, где царит Любовь, случаи плохого поведения детей встречаются намного реже. Любить надо разумно, одновременно воспитывая в ребёнке ответственность за совершённые поступки и культивируя его стремление вырасти хорошим человеком. Найдите золотую середину — будьте строги, но не чересчур; требовательны, но справедливы; любите, но не допускайте вседозволенности.

С чего все начинается?

Взрослые думают, что у детей жизнь лёгкая, беззаботная. Конечно, детские переживания кажутся не такими сложными, как проблемы взрослых. Однако не стоит недооценивать их влияние на психику ребёнка. Если ребенок часто беспокоится, то он испытывает дискомфорт, к тому же впоследствии это может привести к хронической  тревожности. Детки пугливые постараются спрятаться от свалившихся непонятно откуда страшилок в свой придуманный мир. Те, кто посмелее, встанут на свою защиту, наивно полагая, что если посильнее напугать и поколотить то, что их тревожит, потом будет вовсе и не страшно. А если эти идеи разделяет и поощряет кто-либо из взрослых, в ребёнке формируется твёрдая уверенность в том, что так и надо всегда поступать. Лучшая защита — это нападение.

Родителям важно быть ласковыми, терпеливыми, спокойными. Задача мамы и папы научить ребенка взаимодействовать с окружающими. Это вовсе не значит, что малыш не должен уметь постоять за себя. Имеется в виду лишь то, что не надо воспитывать его в постоянной готовности дать отпор всему и вся. Помните, что самый лучший учитель для малыша — вы сами. Именно на вас он хочет быть похожим, именно вам подражает.

И во многом, даже, наверное, во всём, родители определяют характер взаимоотношений ребёнка с миром, поэтому старайтесь контролировать собственные страхи и негативные эмоции.

Познавая окружающее пространство, ребёнок, в силу своей  несмышлености, может ненамеренно совершать неосмотрительные поступки.

Однако родители должны серьёзно обеспокоиться, если их чадо:

— ругается со взрослыми;

— не ладит со сверстниками, обзывает их и бьёт;

— проявляет жестокость по отношению к животным и растениям;

—  отбирает у детей игрушки и ломает их;

— перекладывает вину за совершённые им проступки на других;

— нарочно раздражает окружающих его людей;

— винит всех в своих ошибках;

— завистлив и мстителен;

— злится на окружающих, боится и избегает их.

Если среди перечисленного выше вы увидели черты поведения, характерные для вашего ребёнка, значит, пора задуматься о том, не нужна ли малышу ваша помощь, чтобы научить его общаться с окружающим миром без опаски и агрессии. Ребёнок, испытывающий внутренний дискомфорт, таким поведением хочет сказать, что ему плохо. Причину этого он понять не может и поэтому злится, ругается и использует любые способы, чтобы привлечь ваше внимание к себе. Малыш просит помочь ему, взрослые воспринимают его действия, как испорченность и вредность детского характера, ругают его, не подозревая, что тем самым усугубляют ситуацию.

{spoiler title=Почему дети не слушаются? opened=0}

1.  Они нас слушают, но то, что они слышат, им непонятно. Непонятно главное: их что, не любят, если так кричат? Непонятно, что делать, чтобы родитель успокоился, не нервничал. Ребенок смущен и просто не знает, что делать. Ведь не могут же от него отказываться только за то, что он не любит манную кашу или не поставил аккуратно ботиночки.

2.  Они не хотят, чтобы с ними так разговаривали, поэтому отказываются играть в игру «слушай своего папочку, иначе будет худо!». Если ребенок лидер или в характере выражена доминантность, он ни за что не поддержит игру, противоречащую его натуре. Если ребенка наказывают за непослушание в расчете услышать извинения, ситуация может зайти в тупик. С такими детьми нужно договариваться, делегируя им ответственность за свои поступки.

3.  Послушание — это стиль поведения детей со слабой нервной системой. Им очень трудно принимать решения, брать на себя ответственность. И они прилипают к кому-то с более сильным характером. Это может быть родитель, старшая сестра... увы, и незнакомец на улице! Эти дети ведомы. Ими легко управлять, но на них нельзя положиться. Они постоянно попадают в переделки и нуждаются в контроле и поддержке.

4.  Дети могут имитировать послушание. Это своего рода откуп за возможность поиграть. Их логика примерно такая: «Ладно уж, сделаю, что от меня просят, лишь бы отстали. А потом оторвусь на всю катушку!». Такие дети ведут двойную жизнь и рано понимают, что обман и хитрость — способ общения с невменяемыми, бескомпромиссными родителями. Все равно они не будут слушать возражений — умный ребенок им просто ни к чему. Ребенок все время удивляется: неужели его считают таким глупым и беспомощным? Слишком строгое воспитание формирует или зависимое, или только внешне лояльное поведение.

5.  Они не будут слушать откровенных оскорблений и унижений. Постоянно ставя в пример соседскую девочку, вы больно раните душу ребенка. А кто же захочет испытывать боль и унижения? Ребенок может воспринять это как отвержение, психологический отказ и горько плакать от несправедливости.

{/spoiler}

{spoiler title=Как восстановить контакт с ребенком? opened=0}

1.  Искреннее, осознанное послушание возможно только в доверительных отношениях, когда ребенок признает, что родитель пока лучше справляется с проблемами. В отличие от строгого, безусловного подчинения в доверительных отношениях ребенок может задать вопросы, которые его интересуют, не опасаясь навлечь на себя гнев родителя. Нам следует чаще задавать встречные вопросы ребенку, давая понять, что у проблемы может быть несколько решений и сейчас вы размышляете, какой вариант предпочесть. "Как, ты думаешь, лучше поступить? Могу я рассчитывать на твою помощь? Я могу тебя попросить сделать это?".

2.  Если вы хотите попросить ребенка о чем-то важном, не кричите ему через всю комнату, а подойдите и приобнимите его. Физический контакт — метафора глубокого психологического контакта. Это способ передать свое спокойное и заинтересованное отношение. Это способ сказать: "Мы вместе, а это главное. То, что я тебе скажу, не нарушит наш контакт. Я надеюсь его только укрепить. Самое главное — отношения, а не желание каждого из нас".

3.  Еще одно правило: смотреть доверительно в глаза ребенку. Если ваши движения грубы, а взгляд жесткий, ребенок воспримет это как угрозу, стремление оказать на него психологическое давление, а просьбу что-то выполнить воспримет как ультиматум.

4.  Ваши просьбы будут выполняться, если вы не забудете поблагодарить ребенка за оказанную услугу и выполненное поручение. Теплые слова усилят в ребенке чувство, что его любят еще больше и что в его власти улучшать отношения. Ради этого стоит трудиться. Моральное, психологическое поощрение ценится детьми гораздо выше конфет. Если ребенок выбивается из этой закономерности, значит, вы не нашли слов или воспринимаетесь ребенком как человек, на чувства которого нельзя положиться, а словам нельзя верить.

5.  В экстренных случаях, например при угрозе безопасности семьи, все должны слушаться старшего безоговорочно. Ребенку нужно рассказать о проблемных случаях и объяснить, что строгое соблюдение правил спасает жизнь и здоровье людей. Строгость правил и строгость родителей — это степени жестких отношений с миром. С родителями можно договариваться. Правила одинаковы для всех. Покажите, что вы сами готовы «слушаться и повиноваться» в особых ситуациях.

Из книги "Непослушный ребенок. Перезагрузка"

{/spoiler}

Тревожный ребёнок

Одним из важнейших условий нормального развития ребенка является чувство безопасности, чувство защищенности и покоя. На основе благоприятного психического развития уже в  раннем возрасте формируется база доверия к миру: ребенок чувствует, что ему ни что не угрожает, что он является значимым и ценным для окружающих людей.

Портрет тревожного ребенка
Тревожный  ребенок как бы ожидает каких-либо неприятностей. Таких детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны.

Уровень самооценки низок, такие дети думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут эмоциональной поддержки (поощрения, одобрения) со стороны взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка

Для этого необходимо понаблюдать, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки:

  1. Постоянное беспокойство;

  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;

  3. Мышечное напряжение
    (например, в области лица, шеи);

  4. Раздражительность;

  5. Нарушения сна.

Если хотя бы один из этих критериев постоянно проявляется в поведении ребенка, можно предположить, что он тревожен.

 

Определение тревожности

Тревожность – это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности.

Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто в самых разных ситуациях, (при ответе на занятии, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

Страх может развиваться у человека в любом возрасте. Есть такое понятие, как «возрастные страхи». Своевременное появление таких страхов говорит нам о нормальном психическом развитии ребенка. Например:

в 7 - 8 месяцев – боязнь незнакомых людей;
в 1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, 1-ые мед. Страхи (врачей, боли, уколов);
после 1 года – страх одиночества, страх неожиданных звуков;
в 2 года – страх транспорта, животных;
3 – 4 года - страх сказочных персонажей, темноты;
5 – 6 лет – страх смерти своей;
6 – 8 лет - смерти родителей;
7 – 9 лет – страх опоздания в школу, порицания
(сделать что-то не так);
Подростковый возраст – страх войны (трансформация страха смерти своей и родителей.

Количество страхов изменяется от 7 – 9 в три года до 9 – 12 в 7 лет. Это нормально.

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. Вывод о высоком уровне тревожности ребенка можно сделать, если у него наблюдается «застревание» на страхах более раннего периода (например, боязнь при расставании с мамой, страх одиночества, темноты в 7 лет), а так же при преждевременном появлении некоторых страхов. Например, в 5 лет страх опозданий свидетельствует о «школьной тревожности». В таких случаях ребенку необходима помощь психолога.

Следует отметить, что спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребенка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, - вот залог уверенности и адекватной самооценки ребенка.

Родители тревожного ребёнка должны быть единодушны и последовательны в поощрениях и наказаниях. Ребенок, не зная,  как сегодня отреагирует мама на сломанную игрушку или потерянную рукавицу, боится ещё больше и это приводит его к стрессу.

Пусть ребёнок живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

{spoiler title=Определяем уровень тревожности: opened=0}

Признаки тревожности:

Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

 

Обработка результатов: Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.

 

15-20 высокая тревожность

7-14 средняя

1-6 низкая

{/spoiler}

Психологические особенности развития детей-сирот и детей, оставшегося без попечения родителей

Сироты, отвергнутые дети, узнают чрезвычайно рано,

что они не такие дети, как «те другие», а гораздо хуже

и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности.

Ф.М. Достоевский

Поднимая тему о психологических особенностях детей  воспитывающихся в условиях детского дома, необходимо сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних.

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Данный контингент детей  в настоящее время является преобладающим.

В зависимости от того, чего именно лишен ребёнок, выделяют разные виды депривации (утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности) – материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную и другие.

Наиболее сложной формой депривации детей (Л. Ярроу)  является  материнская  депривация - отсутствие связи ребёнка именно с биологической матерью. Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру.

Исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию

Формирование личности ребенка - сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.

 

Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации:

  • Резкое снижение у ребёнка яркости восприятия и разнообразия впечатлений  приводит к сенсорной депривации,

  • Сокращение общения ребёнка с другими людьми - к социальной депривации,

  • Слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение - к эмоциональной депривации,

  • Жесткая формальная организация среды детского дома - к когнитивной депривации.

Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.

У детей, воспитывающихся в детском доме,  часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности.

Зависимость от взрослого может выступать в двух формах:

  • Положительной -   когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п.,

  • Отрицательной - когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием.

 

Вопрос о том, как найти общий язык с приемным ребенком и построить с ним доверительные отношения волнует практически каждого замещающего родителя. Как правило, ребенок, попадающий в новую семью, имеет негативный эмоциональный опыт отношений с близкими взрослыми, разлуки с ними. Некоторые дети пережили пренебрежительное, и даже жестокое обращение со стороны взрослых. Все это не может не повлиять на выстраивание отношений с членами  новой семьи.

Учитывая психологические  особенности развития ребенка, замещающим родителям, необходимо учитывать не только главные возрастные и личностные особенности, но и  основные психологические новообразования  детей в определённом возрасте. Конечно,  нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым.  Родителям следует внимательно относиться к воспоминаниям ребенка, которому необходимо поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Необходимо сохранять памятные ему вещи и помогать в налаживании жизни и учебы.

При этом важно  помнить, что, как бы ни были благоприятны  условия, основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностных ориентаций  и способностей,  в основном является взрослый человек.

Определяем темперамент ребёнка

Темперамент считается врожденной характеристикой личности. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. И хотя чистые типы встречаются довольно редко, понимание о преобладающем темпераменте дает довольно важную информацию. У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.

Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, какой тип темперамента у него наиболее выражен.

Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента вашего ребенка. По результатам вы получите рекомендации по взаимодействию с ребенком, особенностям его поведения. ( Смотреть рубрику советы родителям)

Помните, что редко встречаются люди, принадлежащие к одному типу темперамента. Обычно это темперамент смешанного типа.

А поэтому не удивляйтесь, если в одних ситуациях ребенок может проявить себя как сангвиник, а в другой ситуации поведет себя как холерик.

Будьте внимательны к своим детям и тогда вы сможете понять их намного лучше.

{spoiler title=Определяем темперамент ребёнка. ТЕСТ opened=0}

Инструкция: Каждый вопрос этого текста имеет 4 варианта ответов.

Вы из четырех ответов выбираете один - тот ответ, что более всего характеризует Вашего малыша и запишите себе № вопроса и ответ – а, б, в или с.

Вопросы:

1) Какие игры любит ребенок а) тихие, спокойные. Может долго играть в одиночестве; б) предпочитает тихие игры, но все время отвлекается и быстро устает; в) очень любознателен и любит подвижные игры; г) Выбирает подвижные, шумные игры, нуждается в новых впечатлениях и зрителях.

2) Реакция ребенка на критику взрослых а) Молча, спокойно соглашается с тем, что виноват; б) Обеспокоен, обижается, плачет; в) Обещает, что больше не будет поступать подобным образом, но тут же забывает свое обещание и делает тоже самое; г) Кричит в ответ, злится, возмущается, может топать ногами, бросить что-то и все равно поступит по-своему.

3) Общение со сверстниками а) Говорит спокойно без лишних эмоций, неспешно, но отчетливо; б) Очень нерешительный - предпочитает оставаться в тени; в) Четко, внятно, быстро. Но при этом слушает, что говорят другие и прислушивается к их мнению; г) Громко, быстро, возбужденно, иногда с раздражением. При этом не учитывает мнение окружающих.

4) Принятие решений а) спокойно, сосредоточенно, даже хладнокровно; б) очень робко, нерешительно; в) Действует быстро, любые задачи старается решить мгновенно; г) Начинает с азартом, энергично, инициативно. Но потом так же быстро может «угаснуть».

5) Место в обществе а) Спокойно присматривается к непривычной обстановке , интерес проявляет очень сдержанно; б) нерешителен скован, смущен; в) Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведёт себя оживлённо, проявляет интерес к окружающему; г) активно, быстро возбуждается, нервничает.

Результаты теста: Теперь, подсчитав варианты ответов, можно определить, тип темперамента ребенка! Если преобладают ответы "а", ваш ребенок относится к флегматическому типу. Если "б" - к меланхолическому типу. Если "в", к сангвиническому типу. Если "г" – ваш малыш – холерик. С помощью таких простых вопросов и наблюдения за своим малышом, можно определить темперамент ребенка. Какой бы ни был тип темперамента ребёнка, не пытайтесь его ломать, такова уж психология детского развития.

Будьте внимательны и тактичны, сохраняйте спокойствие. И ваши старания обязательно будут вознаграждены.

{/spoiler}

Спортивная тема

Спортивная тема для нашего дома – интересная и актуальная! Занятия на тренажерах увлекательны спортивными  достижениями, развивают не только ловкость, но умение добиваться поставленной цели.

Упражнения в тренажерном зале дают положительный результат не только в здоровье ребят, но и развивают творческое мышление!

А как  развивается креативность? Поделимся своим опытом с большим удовольствием. У нас не очень давно образовалась творческая группа по созданию анимационных фильмов, конечно же,  нам захотелось поделиться своими спортивными  достижениями с окружающими нас людьми и привлечь внимание общественности к здоровому образу жизни. Простой рассказ  - это скучно и не наглядно, другое дело-мультфильм!  Наша команда создала серию  мультфильмов о спортивных снарядах! Которые мы предлагаем вашему вниманию.

Смотреть видео

5.11.2014

Попова С.Г.

Мультфильм на тему Дружбы

Есть люди, у которых много друзей, а есть одинокие люди…

Мы продолжили работу с ребятами на тему Дружбы. Наш мультфильм рассказывает о том, что Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Иметь друга – великое благо, а когда тебя окружают настоящие друзья, жизнь наполнена светом и теплом!

Дружба - это замечательно! Нам всем ясно одно – без дружбы нет жизни!

Смотреть видео

Последние новости

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

Контактная информация

МКУСО «Центр помощи детям»

456040, Челябинская область, г.Усть-Катав, ул. Строителей, д 5

тел.: 8(35167) 3-06-71 (Приемная), 8(35167) 3-10-45 (Бухгалтерия)

det-domik@mail.ru

Сейчас 18 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru