Гузненок Т.В. социальный педагог

Профессиональная деятельность

Работа с детьми по отработке депривационных нарушений.    Проведение индивидуальных и групповых занятий по подготовке детей к жизни в замещающей семье.    Работа с кровной семьёй по восстановлению родственных отношений.    Разработка и распространение информационных - просветительских  материалов (буклетов, информационных листов и т.п.)    Сопровождение замещающих семей.

Профессиональные интересы:

Социальная психология      Детская и подростковая психология       Воспитание ребёнка в замещающей семье

Работа с фланелеграфом

Что такое фланелеграф?

Фланелеграф — учебное наглядное пособие для детей от рождения. Это доска, обтянутая фланелью, на которую крепятся вырезанные фигурки. Фланелеграф с давних пор используется в детских садах и начальной школе. Сделать фланелеграф просто, а возможности для игр и обучения, которые он предоставляет, зависят лишь от фантазии воспитателей и детей.

Как сделать фланелеграф своими руками?

В качестве основы можно использовать:  лист фанеры или плотный картон, лучше даже склеить две картонки между собой для прочности.

Размер основы – произвольный, так чтобы ребенку было удобно играть.

Для новорожденного можно сделать маленькую основу из картона и подвесить фланелеграф в кроватке, фланелеграф также может служить прикроватной стенкой.

В качестве покрытия можно взять однотонную фланель, флис или махровую ткань.

Чехол для фланелеграфа лучше сделать съемный, чтобы его можно было стирать.

Для материала можно использовать геометрические фигуры, цифры, буквы из цветной бумаги, картона. Можно вырезать изображения фруктов, овощей, животных, птиц, сказочных персонажей и т.п. из журналов, подарочных коробках или старых книжек. Можно нарисовать самостоятельно или скачать чёрно-белые картинки из интернета и раскрасить, можно купить дидактические наборы картинок . Картинки наклеиваем на картон, сверху покрываем скотчем, а сзади наклеиваем липучку.

Чтобы работа с моделью не превратилась в простую иллюстрацию непосредственно перед работой с фланелеграфом иногда необходимо обсудить с детьми, подумать, взвесить предполагаемые последствия, возможно, поспорить между собой и только потом осуществить то или иное действие.

Моделирование всегда должно содержать в себе элементы новизны и носить исследовательский, экспериментальный характер.

Фланелеграф очень интересная и  полезная вещь для развивающих игр с ребенком.

{spoiler title=Подробнее... opened=0}

Во что играть: Для новорожденных используют чёрно-белые картинки. Это способствует развитию зрения малышей, помогает им фиксировать взгляд на ярко-контрастных картинках. Сначала малыша можно знакомить с основными фигурами, позже — с числительными (например, выбрать одну фигуру — небольшой круг — и выкладывать её рядами по 1, 2, 3 и т.д.) и многое другое, как подскажет фантазия. Очень важно, чтобы ребёнок мог видеть схематичное изображение лица, т.е. круг с глазами, носом и ртом. Удобно размещать фланелеграф в кроватке или напротив того места где обычно лежит малыш, когда он не спит.
- Деткам постарше (от 5-6 месяцев) уже интересно рассматривать цветные картинки. Можно разыгрывать сюжет сказки. Картинки — герои и предметы, которые используются в сказке — бабка, дед, собачка, кошка, мышка, теремок, репка, колобок. Домики представляют собой сборные конструкции из картонных фигур (треугольник, квадрат с вырезанным окошком).  Ребенок сам создает (располагает) на фланелеграфе окружающий персонажей мир, строит для них домики. Можно изучать геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник. Можно изучать цвета, цифры, буквы, фрукты-овощи, животных, птиц,  и т.п.
- Детям после 1,5-2 лет нравится самим крепить фигуры к фланелеграфу. Можно усложнять игры: «Кто чем питается?», «Что лишнее?», «Кто где живет?», дополнив набор фигурок недостающими (кость для собаки, будка, птичье гнездо).
- После 3-х лет ребенок может сам играть, рассказывая сказки и придумывая собственные истории.

Сначала мама выступает активным рассказчиком сказки, но скоро превращается в слушателя и зрителя. Во время таких занятий, идет активное расширение словарного запаса малыша, активно развивается связная речь, воображение, фантазия ребенка, тренируется его артикуляционный аппарат.

Фланелеграф – это огромный простор для творчества ребенка.

{/spoiler}

КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ?

Что такое игрушка для ребенка?

Игрушки занимают значительное место в жизни ребенка, игра – это необходимый, важный этап  процесса становления человека. Для гармоничного, полноценного развития ребёнок должен играть! Кроме того, любимая игрушка может рассказать вам о душевном мире крохи.
Детская игра это прообраз будущего. К примеру, играя с пупсом, девочка подготавливается к будущему материнству. То есть с помощью игры подготавливается почва для принятия определённой роли в будущем. У ребёнка должны быть игрушки, которые позволяют пробовать себя в разных социальных ролях из жизни взрослых.

Современные интерактивные игрушки оказывают блокирующее действие на творческое мышление детей, поэтому их должно быть не много, нужно отдавать предпочтение традиционным куклам и солдатикам, которые позволяют в каждом конкретном возрасте развивать у ребенка фантазию и способность что-то сделать самостоятельно.

{spoiler title=Подробнее... opened=0}

Интерактивные игрушки блокируют креатив

Ситуация на рынке современных игрушек довольно сложная: с одной стороны их огромное количество, а с другой стороны выбрать хорошую игрушку очень непросто. Хорошей называют ту игрушку, с которой удобно играть, которая развивает у ребенка игровую деятельность. Игра — это самый важный и полезный вид деятельности для ребенка.

Игрушка,  не должна быть наделена собственной активностью. Она не должна кричать, петь, махать руками, сосать и издавать какие-то собственные звуки. А современная игрушечная промышленность идет как раз в направлении технологизации. Эти игрушки бессмысленны для игры. Они сводят игру к примитивному нажиманию кнопок, к восприятию активности самой игрушки.

Родители часто ценят яркость, броскость игрушки, а потом очень разочарованы, когда она валяется, и ребенок выпрашивает новую. Все дело в скуке. Засилье интерактивных игрушек, которое сейчас есть, крайне неполезная вещь.

Говорящие интерактивные игрушки заменяют ребенку воображение, в то время как он может сам наделить куклу или зверя определенным тоном, интонацией, словами. Они вытесняют и подменяют настоящее общение.

Если родители все время покупают ребенку готовые слишком детализированные игрушки, где не требуется дофантазировать, додумать, доделать, то блокируется важная способность ребенка — способность представлять, которая должна развиваться именно в дошкольный период.

Кроме того, сейчас появилось огромное количество “страшных игрушек”, которые никак не ассоциируются у ребенка ни с образом человека, ни с образом обычного животного. Постоянное искажение образа человека — это современная тенденция культуры не только в игрушках, но и в фильмах и даже в учебниках. Сейчас стало модно снимать фильмы о привидениях, вурдалаках, инопланетянах, вампирах.

Кукла Барби – фотомодель, красотка, зовущая в красивую жизнь, полную развлечений. Кукла Братц имеет искаженные пропорции, которые делают её похожей больше на насекомое, а не на человека: огромные глаза и губы, тонкие ручки и ножки на коротком торсе, почти отсутствует нос. А туфли у нее снимаются с частью ноги. Трансформеры,  монстры, «живые мертвецы», инопланетяне, черепа, драконы, человек-паук и пр. – пропагандируют насилие, жестокость, делают страшное и безобразное естественным и привычным.

Кроме того, сейчас продаются игрушечное сердце, печень, много конструкторов, где нужно собрать человека из его внутренних органов. Для маленьких детей расчленение человеческого тела — это не предмет игры. И когда ребенок собирает, а потом разбирает человека — это ведет к разрушению его представлений о целостности самого человека, как будто его органы живут самостоятельной жизнью. Игрушки из этих групп свидетельствуют о страшных болезненных изменениях детского мира. В детском сознании появляются сдвиги, выражающиеся в преувеличенном внимании к деньгам, к культу силы, к агрессии и разрушению, к романтике криминальной жизни. Нарастает тенденция к мотивам смерти, и циничному отношению к интимной стороне жизни.

Место для фантазии

Полезные игрушки — это традиционные игрушки, в которые дети играли испокон века. Обычные куклы, мягкие игрушки, детские столовые приборы, солдатики, машинки, пирамидки. Потому что игра — это создание воображаемого пространства, мира и игрушка не должна ребенку в этом  препятствовать.

Дети плохо играют в готовых домиках, поскольку это пространство неизменно и не предполагает подстраивания под нынешние нужды ребенка, оно быстро теряет новизну и ценность. Ребенку нужны специальные предметы для конструирования своего пространства. Это могут быть ширмы, доски, подушки, покрывала.

Если мы хотим, чтобы у ребенка развивалось воображение, у него должно быть мало игрушек, но для многих вариаций игры. Дети, которые живут среди избытка однообразных игрушек, страдают от этого. Они все время не удовлетворены, хотя у них, казалось бы, все желаемое есть. От того, что ребенок не может формировать творческий потенциал, умственные и волевые способности в свободной игре, он все время вял и недоволен.

Сейчас игрушка перестала быть элементом игры, а стала свидетельством достоинства и элементом его имущества. Игрушки сейчас покупают не для того, чтобы играть, а для того, чтобы похвастаться. Детство охвачено этой рыночной стихией, у ребенка все больше и больше игрушек, в которые он не играет, которые просто лежат в его комнате как его имущество.

Сейчас родители откупаются количеством игрушек из-за недостаточного внимания. По подсчетам у ребенка в среднем в комнате более 200 игрушек. Реально использует он в игре порядка 5-6% от того добра, что у него есть.

Если у ребенка есть любимые игрушки, то их ему достаточно.

Помощь взрослых не заканчивается предоставлением правильных игрушек. Важно дать игрушке жизнь, то есть ввести ее в игру, тогда ребенок с удовольствием подхватит это. Когда у ребенка получается что-то сделать самому, у него появляется блеск и радость в глазах.

Каким требованиям должна соответствовать игрушка?

- она должна приобретаться в соответствии с возрастом малыша;
- игрушка должна производиться из экологически чистого и безопасного материала (краска должна быть нетоксичной, должны отсутствовать мелкие детали, детали должны держатся прочно);
- нельзя покупать игрушки по 1-й просьбе малыша;
- нужно выбирать многофункциональные игрушки;
- поскольку малыш воспринимает каждую игрушку эмоционально, эмоции, которые она несёт должны быть позитивными.

{/spoiler}

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКОТЕРАПИЯ?

Основные методы сказкотерапии:

Рассказывание сказки.

Рисование сказки.

Сочинение сказки.

Изготовление кукол.

Постановка сказки.

Метод «Рассказывание сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, во-первых, потому что книжка, особенно с картинками, может отвлекать ребенка, во-вторых, потому что и сам терапевт будет вынужден отвлекаться на книгу. Рассказывая же, он сможет наблюдать за реакциями слушающего. Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

{spoiler title=Подробнее... opened=0}

Метод «Рисование сказки»

Желательно после рассказывания сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Для этих работ можно использовать как традиционные виды техник,

-обычные краски или пластилин, -так и современные, например витражные краски или масса для лепки.

Метод «Изготовление кукол»

Любое изготовление куклы – это своего рода медитация, так как процесс этот изменяет личность, задействуя мелкую моторику рук, воображение, способность к концентрации. С научной точки зрения, в процессе изготовления куклы происходит включение механизмов проекции (переноса своих эмоций), идентификации ( отождествления своей ситуации с ситуацией, в которую попадает герой) или замещения (изменение одних эмоций другими), что и позволяет добиться положительных результатов в решении проблемы.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

С помощью использования кукол можно решить следующие задачи:

Проведение психодиагностики.

Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

Развитие коммуникативных навыков.

Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

Метод «Постановка сказки»

При использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: терапевт должен знать и учитывать такие нюансы, как:

- звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

- дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

- необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

- движения психолога должны соответствовать содержанию и интонации произносимых им реплик.

 

 

В сказке дети осмысляют  разнообразные жизненные явления, события жизни. Сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому  сказки незаменимы при работе с детьми, направленной на формирование образа семейных отношений.

Занятия по сказкотерапии позволяет легко преодолеть детские комплексы, страхи, неврозы, вредные привычки, капризы.

Сказкотерапия  работает с  широким кругом эмоциональных и поведенческих проблем: поругался с другом, обманул,  боится темноты, тревожность, общая боязливость, грубит родителям, конфликты с родителями, трудности контакта, трудности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности,  одиночество,  неуверенность,  ощущение себя «белой вороной»  и т.д.

Сказкотерапия - это форма познания и лечения души. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок.

Благодаря сказкотерапии у человека формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же человек освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль.

Просто прочитать сказку ребенку недостаточно. Нужно мягко направить его к тому, чтобы он увидел в ней выход из своей проблемы, нужно  обсудить с ним сказку, подсказать ключевые моменты.

Читайте как можно больше народных волшебных сказок. Они  просты, и понятны, в них есть повторы (их не любят читать взрослые, но обожают слушать дети), сравнения и красивые метафоры, мало описаний и много действия. Любят дети сказки о животных. Лень, трудолюбие, трусость, храбрость, жадность, щедрость, хитрость — все человеческие «пороки» и «добродетели» оживают в образах  животных.

{/spoiler}

 

СКАЗКИ

Маленький медвежонок

Направленность: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.

Возраст: 4-6 лет.

Ключевая фраза: «Я ударю его, чтобы он меня не обидел»

Открыть сказку

Смелый гномик

Направленность: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

Возраст: 5-9 лет.

Ключевая фраза: «Мне страшно!»

Открыть сказку

Сказка о подсолнечном семечке

Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (детский сад). Страх самостоятельности, общая боязливость.

Возраст: 3-5 лет.

Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь!»

Открыть сказку

Сказка о Вороненке

Направленность: Неуверенность. Боязнь самостоятельности. Тревожность и боязливость.

Возраст: 5-9 лет.

Ключевая фраза: «Я боюсь, у меня не выйдет»

Открыть сказку

Остальные сказки

Открыть до 11 лет Открыть до 16 лет

 

1. Рассказывание сказки.

2. Рисование сказки.

3. Сочинение сказки.

4. Изготовление кукол.

5. Постановка сказки.

Последние новости

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

Контактная информация

МКУСО «Центр помощи детям»

456040, Челябинская область, г.Усть-Катав, ул. Строителей, д 5

тел.: 8(35167) 3-06-71 (Приемная), 8(35167) 3-10-45 (Бухгалтерия)

det-domik@mail.ru

Сейчас 26 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru