После принятия ребенка в семью, замещающие родители зачастую сталкиваются с такой проблемой, как неумение приемным ребенком проявлять свои эмоции и чувства, а так же «считывать» эмоции других. И начать я хочу с непростой темы – запретных чувств.
Эмоции и чувства важны:
- Злость позволяет заявлять о себе, чувствовать и отстаивать свои границы, позволяет запускать изменения.
- Страх дает возможность учитывать риски, становиться чувствительным к своим возможностям и ресурсам, заботиться о себе и других.
- Благодаря грусти и радости мы понимаем, что для нас ценно, важно, учимся выбирать.
Каждое из чувств, без исключения, выполняет важную функцию в жизни и выпадение одного из категории нормальных и естественных приводит к развитию различных невротических механизмов защиты (вплоть до соматических проявлений: астма, всд, энурез, энкопрез и т.д.) и лишает возможности обучиться с этим чувством обходиться. Редко кто из родителей осознанно решает: «Так! у нас нельзя злиться, бояться и грустить. А радоваться можно не более 3 минут и тихо». В основном все происходит неосознанно и родители, сами не наученные чувствовать что-то не могут переносить это чувство у ребенка и выдают на автомате запрещающие реакции (нападение или отвержение), постепенно лишая его возможности пользоваться ресурсами того или иного чувства.
Что делать:
Родителям - развивать собственную чувствительность (отслеживать, как и что вы чувствуете? Как с этим обходитесь? Какие варианты проявления чувств есть и т.д.)
Говорить о разных чувствах и их важности с ребенком (обсуждая примеры из повседневной жизни, мультиков и книг… А что он чувствует, как думаешь? А что бы ты чувствовал? как ему лучше показать свои чувства? и т.д.)
Учиться принимать чувства ребенка, обходиться с ними, признавая свои ошибки.
Можно выполнить простое упражнение, которое помогает обратить внимание на некоторые важные моменты в эмоциональной жизни семьи и дает возможность обсудить то, что происходит.
Упражнение выполняется совместно с ребенком.
Необходимо:
Каждому по листу белой бумаги и что-то чем будете рисовать (карандаши, фломастеры, краски).
Инструкция. Нарисуйте каждый по 4 крана, из которых будут литься ваши чувства.
Первый кран – злость.
Второй – страх.
Третий – грусть.
Четвертый – радость.
Постарайтесь абстрактно изобразить, как они льются. Какого они цвета, интенсивности? Что-то еле капает, что-то брызжет в разные стороны? Может быть, это вообще не жидкость, а различные предметы? Доверьтесь себе, рисуйте свободно. Не концентрируйтесь на рисунках друг друга.
После того как закончите, подумайте над следующим:
Что получилось?
Какие чувства вызывает ваш рисунок?
Рисунок вашего ребенка?
Что было рисовать труднее?
Что легче?
На что, прежде всего, обратили внимание?
Есть ли что-то, что вас удивило в своем рисунке, рисунке ребенка?
Как вы что-то чувствуете? Как хотели бы?
Какой кран надо чинить? И т.д. обсудите это вместе.
Успехов Вам, в воспитании Ваших детей!