Профессиональная деятельность:
- Проведение занятий в «Школе приёмного родителя», «Клубе замещающего родителя»
- Проведение диагностики на психо-эмоциональную готовность кандидатов в замещающие родители
- Оказание консультаций гражданам и замещающим родителям, сопровождение замещающих семей
- Коррекционно-развивающая работа с детьми.
Профессиональные интересы:
Проблемы детско-родительских отношений; Психодиагностика; Гендерные особенности развития детей; Арт-терапия; Возрастная психология
- Информация о материале
- Просмотров: 55
Буллинг (от англ. bullying — запугивание) — это психологическое или физическое насилие по отношению к человеку. Специалисты уверены: школьная травля — это проблема всего класса, а не одного ребенка. С буллингом может столкнуться любой ребенок вне зависимости от внешнего вида и особенностей характера. Часто родители не знают, с чего начать разговор с ребенком, и что ему посоветовать.
Что делать, чтобы ребёнок не попал в ситуацию травли?
1. Обратить внимание на обстановку дома.
Дети, склонные к тому, чтобы третировать других, часто растут в семьях, где члены семьи, обладающие большей властью и статусом, злоупотребляют своим положением.
Например, отец в конфликтах кричит на мать, родители заставляют детей подчиняться и угрожают жесткими наказаниями, старшие братья и сестры «отыгрываются» на младших. Важно дать ребенку понять, что насилие — это не норма человеческих взаимоотношений, а также следить за тем, чтобы у него не копились чувства обиды и гнева, для вымещения которых он искал бы кого-то слабее себя.
- Следить за тем, чтобы, по возможности, у ребенка был контакт с обоими родителями, чтобы он мог обратиться и к матери, и к отцу, если у него возникнет потребность поговорить о важном. Исследователи показали, что чаще агрессорами становятся те ребята, у которых отцы не вовлечены в дела семьи, часто отсутствуют дома. Для девочек же важно, чтобы в доступе была мама; если контакта нет или есть конфликт и вражда, повышается шанс стать жертвой. Было сделано еще одно интересное наблюдение: почему-то дети для того, чтобы поговорить о том, что их обижают одноклассники, обычно выбирают кого-то одного из родителей, а не обсуждают это с ними обоими одновременно.
- Важно, чтобы в семье были приняты достаточно открытые коммуникации между близкими. Когда родители показывают своим поведением детям, что им важно понимать, что происходит у другого на душе, что рассказать о том, что тебя беспокоит — это нормально, и не нужно бояться, что ты
«напряжешь» или утомишь этим собеседника, дети знают, что если окажутся в беде (в том числе, в школе), то всегда смогут об этом рассказать.
- Слишком сильная опека повышает вероятность того, что ребенок окажется жертвой травли. Показано, что дети, которые оказываются в роли жертв, часто очень сильно привязаны к кому-то из родителей (обычно, к матери), с большинством членов семьи у них также очень тесные отношения, и они привыкли соглашаться со всем, что им говорят. Такой ребенок, конечно, удобен и послушен, но у него, очевидно, большие сложности с тем, чтобы защитить себя.
- Не стоит доверять мифам о школьной травле: Среди самых расхожих:
«это происходит всегда, и с этим ничего не сделаешь, не стоит и пытаться; жертве не стоит обращать внимания на обидчиков, и тогда они сами отстанут; раз кого-то травят, значит, он сам дает какой-то повод, в общем, сам виноват».
Как родитель может помочь ребёнку, ставшему жертвой?
- Совместное препровождение за приятными для обоих вещами: это может быть
и поход в лес или горы, и посещение стадиона. Совместная деятельность сближает, а ощущение близости с родителем, с другой стороны, позволяет ребенку
быть больше уверенным в том, что последний готов защитить его в неприятных ситуациях столкновения со сверстниками.
- Позаботиться о том, чтобы дома царила спокойная и дружелюбная атмосфера, чтобы дом мог стать психологическим «убежищем».
- Если ребенок не против, физический контакт в виде объятий, поглаживаний, поцелуев и т.д. очень важен.
- Важны проявления уважения к ребенку. Родитель должен найти в поведении ребенка в трудной ситуации что-то, за что может его похвалить. Порой кажется, что ребенок
«провалился» по всем фронтам, но даже в этом случае можно найти какие-то мелочи, за которые его можно было бы похвалить.
- Родитель может устраивать ребенку маленькие сюрпризы: например, приготовить его любимый пирог.
- Если родитель давно хотел заняться спортом, то сейчас самое время начать ходить в спортзал, на стадион или просто бегать по утра — и взять ребенка с собой
на занятия.
Рекомендации для родителей агрессора.
- Будьте друзьями со своим ребёнком. Следите за тем, чем он занят как в жизни, так и в сети интернет.
- Подавайте положительный пример. Не проявляйте агрессию на глазах ребёнка.
- Проявляйте эмпатию и толерантное отношение к другим людям.
- Чаще беседуйте с ребёнком по поводу способов снятия эмоционального напряжения.
- Говорите о чувствах, используйте во взаимодействии технику «Отражение увств»
- В случае подозрения на повышенный уровень агрессии у ребёнка, обратитесь за консультацией психолога.
- Привлеките ребёнка к деятельности, в которой он сможет проявлять положительные качества лидера.
Что не нужно говорить при общении с ребенком на тему травли:
- Почему они так себя ведут по отношению к тебе — что ты сделал?
Заменить: Давай подумаем вместе, что тут можно поделать.
- Я иду в школу разбираться.
Заменить: Что бы ты хотел, чтобы я сделал? Ты хочешь, чтобы я пошел в школу?
Жертвы часто не хотят огласки, им важен сам факт того, что кто-то знает и под-
держит, если это будет необходимо.
- Все дети так себя ведут.
Заменить: некоторые твои сверстники ведут себя так, если они разозлились или ревнуют.
- Что случилось? Вы же были лучшими друзьями!
Заменить: Расскажи мне, когда это началось? Что ты заметил? Как это началось?
Есть что-то, что мы можем сделать?
- Они не хотели тебя обидеть, ты просто слишком сильно реагируешь.
Заменить: Как ты можешь удостовериться в том, что это не шутка с их стороны?
Самое важное, быть рядом и относиться с пониманием к ребёнку, не осуждать его
Объясните ребенку, что дело не в нем
Насилие одного человека над другим происходит, потому что первому нужно избавиться от негативных чувств, вызванных проблемами в его жизни. Подчеркните, что причина агрессивного поведения – в личной жизни агрессора, а не в личности вашего ребенка. Подобный разговор возвращает человеку уверенность в себе, а это уже серьезная степень защиты и профилактика возможной травмы от ситуации.
Стоит ли уходить из школы?
Если ситуация не запущена, то дайте ребенку возможность самому её решить, естественно при поддержке родителей и педагогов. При серьезно нанесенном ущербе психике ребенка, лучше сменить школу или класс. Но помните! Если не помочь ребенку вырасти из жертвы, то ситуация может повториться!
- Информация о материале
- Просмотров: 135
Возрастные периоды развития ребёнка – это постоянная смена критических и стабильных периодов в детском развитии.
На каждом возрастном этапе, ребёнок развивается сразу в нескольких сферах одновременно – физическая сфера (физическая способность и координация), сексуальная сфера (изучает собственное тело), интеллектуальная сфера (изучение собственного языка, способность рассуждать, решать проблемы), социальная сфера (взаимодействие с людьми), эмоциональная сфера (чувства и эмоции)моральная сфера (понимание добра и зла).
Ведущая деятельность – это та деятельность, которая занимает у ребёнка больше всего времени.
Кризис - переломные точки детского развития, отделяющие один возраст, но другого.
Младенчество до 1 года
Психика ребёнка развивается в результате совместной деятельности ребёнка и взрослого.
Ведущий вид деятельности: эмоциональное общение
Причины кризиса:
- Возникновение новых возможностей и потребностей
- Активное развитие психических процессов
Признаки кризиса:
- Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполнять желания ребёнка
- Страх потерять маму из поля зрения
- Постоянно требует внимания
Ранний возраст от 1 года до 3 лет
Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивная деятельность по средством которой ребёнок познаёт мир.
Причины кризиса:
- Стремление к самостоятельности
- Открытие новых граниу дозволенности
Признаки кризиса:
- Упрямство
- Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идёт от взрослых.
Дошкольный возраст от 3-х до
7 лет
Ведущий вид деятельности: сюжетно-ролевая игра (моделирование отношений между взрослыми людьми, выполняя их социальные роли).
Причины кризиса:
- Обретение новых социальных ролей: идёт в школу, появляется первая дружба
- На смену игре приходит осознанное обучение
Признаки кризиса:
- Манерничанье, кривляние
- Замкнутость и застенчивость, либо наоборот – агрессивность и гиперактивность.
Младший школьный возраст от 7 до 11 лет
Ведущий вид деятельности: учебная деятельность – формируется интеллектуальные и познавательные способности.
Причины кризиса:
- Приобретение эмоциональной независимости от родителей
- Половое созревание (гормональный скачок)
Признаки кризиса:
- «Я сам» в социальном смысле.
- Мотивация связанная с учёбой исчерпана, ухудшение результатов учебной деятельности.
Подростковый возраст от 11 до
15 лет
Ведущий вид деятельности: интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.
Причины кризиса:
- Переход от детства к взрослости
Признаки кризиса:
- Негативизм
- Завышенная или заниженная самооценка
- Конфликтность
Юность – от 15 до 17 лет
Ведущий вид деятельности: учебно-профессиональная деятельность
Причины и признаки кризиса:
- Выбор жизненного пути
- Страх ошибок выбранного пути
Всё можно исправить
Но что если по каким‑то причинам кризис пройден в негативном ключе? Неужели уже ничего не исправишь? Конечно, это не так. У любого человека на протяжении всей жизни есть возможность измениться. А дети очень гибки и пластичны, они способны «добирать» то, чего им не хватило когда‑то.
Например, дети, лишенные в младенчестве родительского тепла и любви, пережившие эмоциональное отвержение или потерю родителей, могут вырасти вполне адаптированными взрослыми, если будут получать больше любви и внимания на следующих этапах.
Однако в процессе взросления неправильно пережитый кризис будет отражаться на поведении ребенка, на его эмоциональном мире до тех пор, пока не разрешится « другим выводом».
Поэтому родителям важно понимать две вещи. Первое — последствия негативного выхода из детского кризиса отражаются на качестве жизни человека всю оставшуюся жизнь.
Второе — если во время кризиса допущены какие‑то ошибки, их можно исправить и дать ребенку, независимо от его возраста, возможность пережить этот конфликт в другом ключе.
- Информация о материале
- Просмотров: 191
1. Учиться интересоваться детьми, а не только их успехами
Детям, чтобы расти уверенными в себе нужно чувствовать, что ими интересуются
2. Перестать делать замечания. Как бы ни было сложно
Поскольку это снижает самооценку ребенка и создаёт психологически напряженную атмосферу
3. Учить ребёнка ошибаться и ценить ошибки не ругать за них
– нужно поддерживать ребёнка тогда, когда у него не получается. Говорить: «Ты молодец, что пробуешь. Ты смелый и сильный! Давай ещё раз попробуем».
4. Хвалить за то, что ребёнок сделал, а не за то, что он «самый лучший» или «лучше кого-то»
Если хотите ребёнку добра, хвалите его не за то, что «у других детей никогда так не получится», а хвалите за то, в чём он превзошёл сам себя, за то, что он научился делать лучше.
5. Верить детям, даже когда они врут
Дети в основном лгут от страха. И если дети перестают бояться — они перестанут обманывать.
6. Оставаться на стороне своих детей до конца
Знать, что в детях, как и в каждом из нас, живут разные чувства, они, как и другие люди, могут злиться, быть несправедливы. Знать всё это, но всё равно оставаться на их стороне. Как бы это ни было трудно.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ
Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребёнок вам что-то рассказывает
Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся вашему ребёнку, и он вас уже не услышит
Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребёнком. Когда вы смотрите друг другу в глаза – ребёнок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так всё время, когда вам нужно внимание ребёнка, это приучит его слушать вас
Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роли судьи
Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации – создайте
Контакты
МКУСО «Центр помощи детям»
456040, Челябинская область, г.Усть-Катав, ул. Строителей, д 5.
Тел.: 8(35167) 3-06-71 (Приемная), 8(35167) 3-10-45 (Бухгалтерия)
Адрес электронной почты:
Кто на сайте
Сейчас на сайте 101 гость и нет пользователей