Приемы и методы полового воспитания.

     Проблемы полового воспитания должны быть тесно связаны с общей системой нравственного воспитания. Некоторые считают, что обсуждать эти проблемы неприлично. Взрослые стараются обойти молчанием вполне естественные вопросы, которые интересуют детей и подростков. Неподготовленность и неосведомленность подростков в вопросах пола нередко оборачиваются потерей здоровья и тяжелыми жизненными драмами.

      Неосведомленные в вопросах пола подростки часто пугаются физиологических изменений, которые происходят в их организме, стыдятся их. Обследования показывают, что многие мальчики и девочки получают сведения о половой жизни из случайных источников. Поэтому очевидно, что половое воспитание надо начинать уже в раннем детстве и проводить его индивидуально с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей.

     При проведении бесед на эту щекотливую тему необходимо соблюдать определенные правила.

1. Доброжелательно относиться к любым вопросам. Нельзя обрывать ребенка, высмеивать его, применять окрики, угрозы и наказания.

2. Нельзя уходить от разговора (мол, мал еще) и отмахиваться от ребенка.

3. Должна быть сохранена тайна разговора, ребенок должен быть уверен, что его вопрос не станет известен другим детям или взрослым.

4. На все вопросы давать конкретные ответы, идти от простого к сложному, но на всех этапах оставаться правдивым.

5. Программа сексуального воспитания должна быть согласована между учителями, родителями и врачами.

    Для дошкольников и младших школьников основой воспитания является общение со взрослыми. В возрасте 2—3 лет у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенно полу. Процесс этот протекает естественно, без всякой связи с сексуальностью под воздействием слов взрослых и повседневного быта. «Ты — мальчик», «ты — девочка» — дети вначале принимают эти утверждения на веру, не требуя особых доказательств. И родители, и воспитатели много и охотно толкуют ребенку об отличиях девочек от мальчиков в поведении, профессиональной ориентации, роли в семье и т.д. Зачатки интереса к вопросам пола появляются как следствие естественного процесса познания окружающего мира. Случайно увидев в яслях, в саду, что строение его половых органов не такое, как у соседа (соседки), ребенок спрашивает об этом у родителей. Запреты говорить об этом, а тем более угрозы и шлепки неуместны, потому что ребенок начинает недоумевать, почему рассматривать свои и чужие руки, ноги, носы можно, а половые органы — нельзя. У него появляется мысль, что они, видимо, таят в себе особый смысл и с ними связано что-то нехорошее. Это побуждает ребенка еще усерднее их изучать, но уже тайком от взрослых. Запреты и наказания фиксируют внимание детей именно на нежелательных моментах, формируют у ребенка негативное отношение к вопросам пола, переводят их из естественных в постыдные, запретные, а то и грязные. По мнению специалистов, в этом следует искать источник будущей женской половой холодности.

    Нежелательна и противоположная крайность — не только родительская вседозволенность, но и несдержанность чужих взрослых, их «свободное» поведение, что может заострить внимание ребенка на сексуальности. Недопустимо нахождение ребенка в одной постели со взрослыми во время взаимных ласк, а тем более полового акта.      

     Нередко родителей волнует появление напряжения полового члена у мальчиков в раннем возрасте. Чаше всего оно бывает обусловлено переполнением мочевого пузыря и лишь изредка — воспалительными процессами в половой сфере. В любом случае это не имеет отношения к сексуальности, и ребенок не связывает напряжение полового члена с сексуальными мотивами, если ему в этом не «помогают» взрослые фиксированием внимания, угрозами, запретами. Необходимо приучать детей, и не только мальчиков, спать, положив руки поверх одеяла или «под щечку», в пижаме или длинной ночной рубашке.

     Особый страх у родителей вызывают вопросы, относящиеся к «тайне» появления детей на свет, в том числе и самого себя. Бояться их не нужно, ибо они вполне естественны. Следует отвечать просто и доступно, без смущения и волнения, не детализируя, не прибегая к вымыслам и сказкам об «аистах» и «капусте». Дети младшего возраста довольствуются ответами матери: «Я родила тебя в роддоме» или «Ты вырос у меня в животике». Отказ отвечать на вопросы лишь подогревает интерес ребенка, заставляет искать ответ у более осведомленных старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение таких уловок, порождающее недоверие детей к родителям и дальнейшее активное стремление «просветиться» относительно таинственной и тщательно скрываемой от них стороны жизни.

 

      Для объяснения факта рождения ребенку дошкольного возраста можно привести сравнение из жизни животных. Если дети случайно становятся свидетелями рождения, например, котят, надо обратить их внимание на ярко выраженные материнские инстинкты кошки, позволить им ухаживать за котятами. Важно добиться у ребенка уважения ко всему, что связано с рождением, в первую очередь — почтительного отношения к матери. Все эти несложные объяснения и воспитательные меры можно и нужно проводить как можно раньше: упустить время — значит способствовать появлению у детей недоверия и критического отношения к родителям.

     Уже в старших группах детского сада, то есть к 5—6 годам, ребенок должен четко осознавать, что его половая принадлежность требует от него и соответствующего поведения как представителя мужской или женской половины человечества. Огромную роль в этом играют микроклимат в семье, отношения, сложившиеся между матерью и отцом, которые ребенок наблюдает постоянно.

          В возрасте 7—9 лет обычно происходит «раскол» взаимоотношений между мальчиками и девочками, повышается интерес к представителям своего пола. В семье это находит выражение в большем влечении мальчиков к отцу, а девочек — к матери. Этот важный момент необходимо использовать для дальнейшего воспитания межличностных отношений. Задушевные доверительные беседы, совместные занятия «мужским» или «женским» делом сближают детей и родителей, дают толчок к откровенным разговорам, помогают детям делиться со взрослыми своими сокровенными тайнами и мечтами.

 

        Приемы и методы полового воспитания.Половое воспитание девочки и девушки преследует одну цель — воспитать готовую к семейной жизни женщину. Это означает, что она должна своевременно осознать себя представительницей женского пола, освоить навыки гигиены, а также уметь правильно, адекватно вести себя с представителями противоположною пола в детском, подростковом, юношеском возрасте и когда станет взрослой. Для того чтобы половое воспитание принесло максимальный эффект и осуществлялось полноценно, родители, прежде всего мать, должны хорошо знать фазы периода полового созревания организма дочери и происходящие в это время изменения в организме и личности. Бесспорно, наиболее важный момент в половом воспитании девочки в возрасте 9—10 лет — это рассказ о менструациях, которые, к сожалению, для значительного числа девочек оказываются полной неожиданностью, а потому часто их пугают. Очень важно, чтобы правильное представление о половом развитии и гигиенических навыках девочки получили от матери, а не от случайных знакомых. Матери должны научить девочек правилам туалета при менструациях, рассказать о физиологии этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период.

        У девочек чаще, чем у мальчиков, появляется интерес к своей внешности. Многие девочки и девушки в погоне за «стандартом» начинают ограничивать себя в еде или использовать различные неполноценные диеты. Этого нельзя допускать. Добиться же формирования красивой фигуры можно без ущерба, а наоборот, с пользой для организма за счет занятий физкультурой или гимнастикой.

     В этот период у девушек возникают желание нравиться окружающим, и в первую очередь мужчинам, стремление к сопереживанию, любви, ласке и усиливается интерес к «тайнам» любви. Поэтому половое воспитание девочек переходного периода не должно ограничиваться только информацией о менструациях, угрях, питании. Наступление регулярных менструаций свидетельствует о происходящей перестройке всего организма и, разумеется, об изменениях психофизиологического состояния, в связи с чем именно с этого возраста необходимо дать девочке первые сведения о половой жизни. Лучше это сделать при каком-нибудь подходящем случае, однако слишком долго ждать его не следует — можно опоздать. К такому разговору с дочерью надо хорошо подготовиться. В результате этого разговора дочь должна осознать всю важность половой жизни для любого человека, особенно для девушки.

     Девочкам по мере их взросления необходимо прививать чувство собственного достоинства, девичьей чести.  Все это — довольно сложные понятия, их трудно дозировать, ведь иногда передозировка чувства собственного достоинства превращает девушку в гордячку, а осознание женской исключительности — в обыкновенную белоручку и эгоистку. Еще труднее с воспитанием необходимого понятия о чести и девичьей стыдливости. Стоит здесь «недодать» — и не останется для девушки ничего святого, стоит «передать» — и возникнет почва для будущих семейных конфликтов.

      Очень важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. Девочки в половом отношении созревают несколько раньше своих сверстников-мальчиков, а потому и тянутся в основном к юношам старше себя. И это в ряде случаев приводит к нежелательным последствиям, таким, например, как употребление спиртных напитков и курение. Необходимо убедить девушку в том, что любовь — выше чисто телесных наслаждений.

    Одной из задач полового воспитания является воспитание целомудренности. Причем не той целомудренности, символом которой является ненарушенная девственная плева, а целомудренности помыслов, отношений, встреч. Девушка должна вести себя так, чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни, тем более, у случайных знакомых не возникло и помыслов о том, что с данной девушкой им будет легко добиться интимной близости. Очень часто неправильное поведение девушки приводит к серьезным психотравмам, к изнасилованиям, к неисчислимым бедам надломленной личности.

    Приучение девочки или девушки к опрятности, к утренней гимнастике, к соблюдению личной гигиены также относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем остальные, непосредственно связанные с половой жизнью моменты.

     Половое воспитание подростков и юношей. В личности подростка особенно выражена дисгармония между процессом полового созревания и уровнем зрелости. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы правильное представление о половом развитии и гигиенических навыках он также получил от родителей, а не от случайных знакомых. Прежде всего в период полового созревания мальчиков необходимо подготовить к появлению поллюций, так как наступление первых поллюций часто застает их врасплох и вызывает ряд неприятных, а порой и трагических последствий. Мальчики должны знать, что поллюции — это закономерное, естественное явление, при котором важно соблюдение элементарных правил гигиены.

     В период полового созревания надо оберегать подростка от преждевременного пробуждения чувственности, и в этом решающую роль играют условия жизни подростков в семье, в школе, на улице. Нездоровая атмосфера в семье формирует распущенность, цинизм. Возбуждающе действуют на детей эротические сцены в кино, в жизни, а также неконтролируемое чтение соответствующей литературы. Совершенно недопустим алкоголь, крайне пагубно влияющий на формирующийся организм ребенка. Если в отношении физиологической перестройки организма и мер личной гигиены в этом возрасте родителям еще удастся найти общий язык с подростком, то относительно оценки некоторых форм сексуальности подросткового возраста взрослые нередко допускают серьезные ошибки.

     Прежде всего это касается одного из самых трудных вопросов, с которыми приходится сталкиваться родителям и многим педагогам, — вопроса об онанизме — половом самоудовлетворении. Вполне понятна тревога матери, когда она узнает, что ее сын занимается этим «постыдным делом». Чрезмерная сексуальность в этом возрасте обусловлена выработкой очень большого количества половых гормонов. В таком состоянии многие предметы и явления начинают рассматриваться подростком через своеобразную призму сексуальности, что вызывает определенное психическое напряжение. Освобождение от этого напряжения многие подростки и находят в онанизме. Как правило, первые акты онанизма совершаются под влиянием неясных, неосознанных побуждений, однако в дальнейшем подросток начинает четко осознавать свои желания. Большое значение в возникновении полового желания имеет половая сексуальная фантазия, которая у юношей развита больше, чем у девушек. У некоторых юношей сила психического напряжения настолько велика, что половое желание начинает играть превалирующую роль над прочими чувствами, что ведет к постоянной фиксации внимания на сексуальной сфере. Обнаружив, что подросток занимается онанизмом, родители ни в коем случае не должны прибегать к карательным мерам, а тем более требовать обещаний или клятв, что он больше этого делать не станет, запугивать страшными последствиями. Скорее всего, желание окажется сильнее его воли, но при этом каждый акт онанизма будет сопровождаться еще большим раскаянием и страхом расплаты. Правильность поведения родителей в данной ситуации зависит от множества условий. Большое значение имеет и то, существует ли доверие между родителями и ребенком, как давно он занимается онанизмом, что ему уже известно об этом. Но в любом случае разговор должен быть спокойным, без унижения личности и без угроз.

     Однако неправильна и другая крайность — оставление без внимания занятий онанизмом подростками. Может быть, не всегда надо вести на эту тему беседы, но родители обязаны тактично помочь сыновьям в этой сложной ситуации, подумать об организации их досуга, привлечь к выполнению посильной физической работы, добиться регулярных занятий спортом, что в конечном итоге способствует гармоничному развитию организма, снижает силу сексуального влечения и если не приводит к полному прекращению занятий онанизмом, то значительно уменьшает частоту мастурбационных актов. Если организация режима в этот период правильная и жизнь подростка заполнена увлекательными делами, чрезмерного интереса к вопросам пола не возникает.

     Весьма волнующей для родителей является проблема юношеской дружбы мальчиков с девочками. К тому же известно, что именно в подростковом возрасте приходит к человеку первая любовь. Родители оказываются перед выбором: или оградить собственного ребенка от этого счастья, или закрыть на все глаза и довериться сознательности своих детей, их разуму. Конечно, если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители исподволь научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, они могут не беспокоиться — никаких неприятных последствий первая любовь не принесет.

Важно также суметь разумно переключить сексуальные интересы в область трудовых и культурных интересов, разумно включая задачи полового воспитания в систему общего трудового и нравственного воспитания. Ну, а когда приходит юность? Здесь приведем слове А. С. Макаренко: «Прямые разговоры без всяких прикрас с молодежью 17—18 лет — это не только можно, а нужно, нужно учить любви. Как это ни странно звучит, а есть такая наука... Девушек нужно учить большому уважению к себе, своей женской гордости».

     Предупредить раннее проявление полового чувства — вовсе не значит подавить половое чувство вовсе. Основная цель воспитания подростка — научить его сознательно управлять половым чувством, воспитать в себе моральную устойчивость ко всяким развращающим влияниям.