Социальный педагог – это тот человек, деятельность которого призвана объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания всесторонней помощи и поддержки в развитии и воспитании детей. Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма. Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни. Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок - это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств.
Я осуществляю мероприятия по социальной защите детей и социальному развитию личности ребенка.
Профессиональная деятельность: Организация социальной работы (оказание социальной, педагогической, консультативной помощи семьям). Защита и помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации. Проведение индивидуальных и групповых занятий по подготовке детей к жизни в замещающей семье. Работа с кровной семьёй по восстановлению родственных отношений. Сопровождение замещающих семей. Выявление и работа с семьями СОП.
Профессиональные интересы: Социальная психология Детская и подростковая психология Воспитание ребёнка в замещающей семье
- Информация о материале
- Просмотров: 860
Что такое игрушка для ребенка?
Игрушки занимают значительное место в жизни ребенка, игра – это необходимый, важный этап процесса становления человека. Для гармоничного, полноценного развития ребёнок должен играть! Кроме того, любимая игрушка может рассказать вам о душевном мире крохи.
Детская игра это прообраз будущего. К примеру, играя с пупсом, девочка подготавливается к будущему материнству. То есть с помощью игры подготавливается почва для принятия определённой роли в будущем. У ребёнка должны быть игрушки, которые позволяют пробовать себя в разных социальных ролях из жизни взрослых.
Современные интерактивные игрушки оказывают блокирующее действие на творческое мышление детей, поэтому их должно быть не много, нужно отдавать предпочтение традиционным куклам и солдатикам, которые позволяют в каждом конкретном возрасте развивать у ребенка фантазию и способность что-то сделать самостоятельно.
{spoiler title=Подробнее... opened=0}
Интерактивные игрушки блокируют креатив
Ситуация на рынке современных игрушек довольно сложная: с одной стороны их огромное количество, а с другой стороны выбрать хорошую игрушку очень непросто. Хорошей называют ту игрушку, с которой удобно играть, которая развивает у ребенка игровую деятельность. Игра — это самый важный и полезный вид деятельности для ребенка.
Игрушка, не должна быть наделена собственной активностью. Она не должна кричать, петь, махать руками, сосать и издавать какие-то собственные звуки. А современная игрушечная промышленность идет как раз в направлении технологизации. Эти игрушки бессмысленны для игры. Они сводят игру к примитивному нажиманию кнопок, к восприятию активности самой игрушки.
Родители часто ценят яркость, броскость игрушки, а потом очень разочарованы, когда она валяется, и ребенок выпрашивает новую. Все дело в скуке. Засилье интерактивных игрушек, которое сейчас есть, крайне неполезная вещь.
Говорящие интерактивные игрушки заменяют ребенку воображение, в то время как он может сам наделить куклу или зверя определенным тоном, интонацией, словами. Они вытесняют и подменяют настоящее общение.
Если родители все время покупают ребенку готовые слишком детализированные игрушки, где не требуется дофантазировать, додумать, доделать, то блокируется важная способность ребенка — способность представлять, которая должна развиваться именно в дошкольный период.
Кроме того, сейчас появилось огромное количество “страшных игрушек”, которые никак не ассоциируются у ребенка ни с образом человека, ни с образом обычного животного. Постоянное искажение образа человека — это современная тенденция культуры не только в игрушках, но и в фильмах и даже в учебниках. Сейчас стало модно снимать фильмы о привидениях, вурдалаках, инопланетянах, вампирах.
Кукла Барби – фотомодель, красотка, зовущая в красивую жизнь, полную развлечений. Кукла Братц имеет искаженные пропорции, которые делают её похожей больше на насекомое, а не на человека: огромные глаза и губы, тонкие ручки и ножки на коротком торсе, почти отсутствует нос. А туфли у нее снимаются с частью ноги. Трансформеры, монстры, «живые мертвецы», инопланетяне, черепа, драконы, человек-паук и пр. – пропагандируют насилие, жестокость, делают страшное и безобразное естественным и привычным.
Кроме того, сейчас продаются игрушечное сердце, печень, много конструкторов, где нужно собрать человека из его внутренних органов. Для маленьких детей расчленение человеческого тела — это не предмет игры. И когда ребенок собирает, а потом разбирает человека — это ведет к разрушению его представлений о целостности самого человека, как будто его органы живут самостоятельной жизнью. Игрушки из этих групп свидетельствуют о страшных болезненных изменениях детского мира. В детском сознании появляются сдвиги, выражающиеся в преувеличенном внимании к деньгам, к культу силы, к агрессии и разрушению, к романтике криминальной жизни. Нарастает тенденция к мотивам смерти, и циничному отношению к интимной стороне жизни.
Место для фантазии
Полезные игрушки — это традиционные игрушки, в которые дети играли испокон века. Обычные куклы, мягкие игрушки, детские столовые приборы, солдатики, машинки, пирамидки. Потому что игра — это создание воображаемого пространства, мира и игрушка не должна ребенку в этом препятствовать.
Дети плохо играют в готовых домиках, поскольку это пространство неизменно и не предполагает подстраивания под нынешние нужды ребенка, оно быстро теряет новизну и ценность. Ребенку нужны специальные предметы для конструирования своего пространства. Это могут быть ширмы, доски, подушки, покрывала.
Если мы хотим, чтобы у ребенка развивалось воображение, у него должно быть мало игрушек, но для многих вариаций игры. Дети, которые живут среди избытка однообразных игрушек, страдают от этого. Они все время не удовлетворены, хотя у них, казалось бы, все желаемое есть. От того, что ребенок не может формировать творческий потенциал, умственные и волевые способности в свободной игре, он все время вял и недоволен.
Сейчас игрушка перестала быть элементом игры, а стала свидетельством достоинства и элементом его имущества. Игрушки сейчас покупают не для того, чтобы играть, а для того, чтобы похвастаться. Детство охвачено этой рыночной стихией, у ребенка все больше и больше игрушек, в которые он не играет, которые просто лежат в его комнате как его имущество.
Сейчас родители откупаются количеством игрушек из-за недостаточного внимания. По подсчетам у ребенка в среднем в комнате более 200 игрушек. Реально использует он в игре порядка 5-6% от того добра, что у него есть.
Если у ребенка есть любимые игрушки, то их ему достаточно.
Помощь взрослых не заканчивается предоставлением правильных игрушек. Важно дать игрушке жизнь, то есть ввести ее в игру, тогда ребенок с удовольствием подхватит это. Когда у ребенка получается что-то сделать самому, у него появляется блеск и радость в глазах.
Каким требованиям должна соответствовать игрушка?
- она должна приобретаться в соответствии с возрастом малыша;
- игрушка должна производиться из экологически чистого и безопасного материала (краска должна быть нетоксичной, должны отсутствовать мелкие детали, детали должны держатся прочно);
- нельзя покупать игрушки по 1-й просьбе малыша;
- нужно выбирать многофункциональные игрушки;
- поскольку малыш воспринимает каждую игрушку эмоционально, эмоции, которые она несёт должны быть позитивными.
{/spoiler}
- Информация о материале
- Просмотров: 1280
Основные методы сказкотерапии:
Рассказывание сказки.
Рисование сказки.
Сочинение сказки.
Изготовление кукол.
Постановка сказки.
Метод «Рассказывание сказки»
Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, во-первых, потому что книжка, особенно с картинками, может отвлекать ребенка, во-вторых, потому что и сам терапевт будет вынужден отвлекаться на книгу. Рассказывая же, он сможет наблюдать за реакциями слушающего. Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
{spoiler title=Подробнее... opened=0}
Метод «Рисование сказки»
Желательно после рассказывания сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Для этих работ можно использовать как традиционные виды техник,
-обычные краски или пластилин, -так и современные, например витражные краски или масса для лепки.
Метод «Изготовление кукол»
Любое изготовление куклы – это своего рода медитация, так как процесс этот изменяет личность, задействуя мелкую моторику рук, воображение, способность к концентрации. С научной точки зрения, в процессе изготовления куклы происходит включение механизмов проекции (переноса своих эмоций), идентификации ( отождествления своей ситуации с ситуацией, в которую попадает герой) или замещения (изменение одних эмоций другими), что и позволяет добиться положительных результатов в решении проблемы.
Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.
С помощью использования кукол можно решить следующие задачи:
Проведение психодиагностики.
Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
Развитие коммуникативных навыков.
Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.
Метод «Постановка сказки»
При использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: терапевт должен знать и учитывать такие нюансы, как:
- звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;
- дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;
- необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;
- движения психолога должны соответствовать содержанию и интонации произносимых им реплик.
В сказке дети осмысляют разнообразные жизненные явления, события жизни. Сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому сказки незаменимы при работе с детьми, направленной на формирование образа семейных отношений.
Занятия по сказкотерапии позволяет легко преодолеть детские комплексы, страхи, неврозы, вредные привычки, капризы.
Сказкотерапия работает с широким кругом эмоциональных и поведенческих проблем: поругался с другом, обманул, боится темноты, тревожность, общая боязливость, грубит родителям, конфликты с родителями, трудности контакта, трудности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность, ощущение себя «белой вороной» и т.д.
Сказкотерапия - это форма познания и лечения души. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок.
Благодаря сказкотерапии у человека формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же человек освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль.
Просто прочитать сказку ребенку недостаточно. Нужно мягко направить его к тому, чтобы он увидел в ней выход из своей проблемы, нужно обсудить с ним сказку, подсказать ключевые моменты.
Читайте как можно больше народных волшебных сказок. Они просты, и понятны, в них есть повторы (их не любят читать взрослые, но обожают слушать дети), сравнения и красивые метафоры, мало описаний и много действия. Любят дети сказки о животных. Лень, трудолюбие, трусость, храбрость, жадность, щедрость, хитрость — все человеческие «пороки» и «добродетели» оживают в образах животных.
{/spoiler}
СКАЗКИ
Маленький медвежонок Направленность: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность. Возраст: 4-6 лет. Ключевая фраза: «Я ударю его, чтобы он меня не обидел» |
Смелый гномик Направленность: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость. Возраст: 5-9 лет. Ключевая фраза: «Мне страшно!» |
||
Сказка о подсолнечном семечке Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (детский сад). Страх самостоятельности, общая боязливость. Возраст: 3-5 лет. Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь!» |
Сказка о Вороненке Направленность: Неуверенность. Боязнь самостоятельности. Тревожность и боязливость. Возраст: 5-9 лет. Ключевая фраза: «Я боюсь, у меня не выйдет» |
||
Остальные сказки |
1. Рассказывание сказки.
2. Рисование сказки.
3. Сочинение сказки.
4. Изготовление кукол.
5. Постановка сказки.
- Информация о материале
- Просмотров: 383
{gallery /}
Большинство детей в детском доме, — это дети школьного возраста. За плечами воспитанников порой довольно большая личная история. Обязательным этапом работы является проработка личной истории. Каждый человек имеет право на свою историю.
Очень трудно расти и становиться психологически здоровым взрослым человеком без какого-либо представления об истории своей жизни. Эта работа дает ребенку возможность узнать о своем прошлом и прошлом своей семьи и понять смысл того, что с ним происходит. Такого рода информацию мы заносим в красиво оформляемый альбом, который называется «Книга жизни.
Что же такое "Книга жизни" (или её ещё называют "История жизни") – это альбом или папка с файлами, куда можно вставлять, вписывать или вклеивать самую разную информацию о ребенке, описание его жизни в словах, картинках, фотографиях и приложенных документах, сделанных самим ребёнком с помощью взрослого.
Дети, которые живут со своими родителями, имеют возможность спросить у них о своём прошлом. Дети же, находящиеся под опекой или в детском доме, зачастую лишены такой возможности. Они разлучены со своими родителями и семьёй, они могли "потерять" своё прошлое, а многое просто забыть.
Когда дети забывают своё прошлое, наблюдаются трудности в их эмоциональном и социальном развитии. Если взрослые не хотят обсуждать с детьми их прошлое, детям кажется, что было в нём что-то плохое в этом прошлом.
Нельзя говорить неправду – ведь если врут, значит, что-то не так. Все, что есть хорошего, ребенок должен о маме знать. Например, вот твоя мама, к примеру, мама Таня. Вот ее фотография, если ты присмотришься, ты увидишь, какая она красивая.
Надо постараться, чтобы он простил ее, сохранил к ней доброе чувство – это основа духовного здоровья.
А если он слышит, что мама его бросила, он будет чувствовать себя виноватым во всем: я плохой, поэтому меня оставили. Не на нее он будет обижаться, а на себя. Дети не способны поверить, что их родители плохие
"Книга жизни" - это попытка для ребёнка, находящегося в детском доме или в приемной семье, попасть обратно в своё прошлое, собрать информацию и обсудить значительные факты в его жизни, а также людей, которые играли важную роль в ней. Книга также помогает ребёнку лучше понять всё то, что было у него в прошлом и заставляет думать о будущем.
Уже доказано, что большинство детей говорят о своём прошлом, настоящем и будущем с тем взрослым, который относится к ним с пониманием и это очень помогает детям.
Все дети имеют право знать о своём прошлом и о своей семье. Это право есть у каждого ребёнка в любой семье, но, пользуясь им, он не осознаёт насколько это важно и необходимо. Это право для детей, которые находятся в детском доме или приемной семье, является очень важным, так как это необходимо не только для их собственного спасения, но и также для их будущих детей.
Каждая Книга должна включать объяснение, почему и как ребенок остался вне кровной семьи и попал в приемную семью. Взрослые часто скрывают эти подробности, но это уклонение от сложной, болезненной темы может провоцировать последующие многолетние проблемы.
Рекомендуется вклеивать фотографии кровных родителей, братьев и сестер, если они имеются.
Также должна быть информация о его рождении, включая данные о том, сколько он весил, какого роста был, в какой день недели родился и в каком роддоме. Обязательно надо включить младенческую фотографию ребенка, если таковая имеется. А если нет фотографии то можно вклеить фото любого младенца и написать: "У нас, к сожалению, нет твоей фотографий в младенческом возрасте, но младенцы выглядят так. Они очень маленькие и беззащитные, и ты был тоже таким, когда родился. Младенцы нуждаются, чтобы рядом с ними кто-то был, и обычно будущие родители очень ждут рождения ребенка".
Опыт работы показывает, что в процессе общения с детьми при создании "Книги жизни", дети "раскрываются" и это играет очень большую роль для них самих.
Источники информации
Информация, собранная приемными или кровными родителями, может включать:
- описание этапов развития ребенка;
- информацию о детских болезнях, прививках, травмах, госпитализациях;
- как ребенок проявлял привязанность ко взрослым;
- как вел себя, когда был чему-то рад, как проявлял эмоциональный отклик;
- что его пугало;
- любимые друзья, времяпрепровождение, игрушки;
- празднования дней рождения или семейных праздников;
- поездки;
- члены семьи, значимые для ребенка;
- забавные поступки, особенности поведения ребенка;
- домашние животные;
- визиты к кровным родственникам;
- имена школьных учителей, названия школ;
- табель успеваемости;
- хобби;
Каким образом?
Не существует правильных или ошибочных способов создания «Книги жизни». Как уникален каждый ребенок и его личная история, также неповторима всякая «Книга жизни». Некоторые дети предпочитают начинать с самого начала, со своего рождения.
Другие охотнее начинают с настоящего момента, говоря о семье, в которой живут, школе, друзьях.
Порой дети начинают и с разговора о планах на будущее.
Когда ребенок отказывается активно участвовать в создании своей «Книги жизни», взрослым приходится быть более креативными. Можно осуществить поездки к важным местам из жизни ребенка и сделать их фотографии: окрестности тех мест, где он жил; роддом, где родился ребенок; или здание суда, где принималось то или иное жизненно важное решение для ребенка. Это лишь отдельные примеры.
Некоторые дети не знают своих родителей, в силу разных обстоятельств воспитывались бабушками, другими родственниками, либо родители рано умерли. Ребенку же необходимо помнить свое прошлое и знать о нем, на этом базируется Я-прошлое ребенка.
Совместная работа над "Книгой жизни" способствует формированию привязанности ребенка к замещающим родителям. Она дает им уникальную возможность "вернуться" в прошлое ребенка, рассказать, как они защитили и поддержали бы его, будь они тогда вместе с ним, сформировать у ребенка определенное отношение к своей биографии.
Кто может делать "Книгу жизни"? Любой человек, у которого есть доступ к информации о прошлом ребенка: родители или другие близкие люди, психологи, социальные работники. Родителям работа над "Книгой жизни" может указать на специфические проблемы, с которыми лучше обратиться к специалисту. "Книга жизни" делается совместно с ребенком: взрослый предлагает материал, а ребенок решает, включать ли его в Книгу.
Для каждого ребенка необходимо сделать «Книгу жизни». Никогда не рано и никогда не поздно начать ее делать вместе с самим ребенком.
Книга жизни может использоваться для того, чтобы:
- Воссоздать хронологию жизни ребенка;
- Повысить самооценку;
- Помочь ребенку поделиться своей историей с другими;
- Создать связи между прошлым, настоящим и будущим;
- Способствовать развитию привязанности;
- Увеличивать доверие к взрослым;
- Помочь детям осознать сильные эмоции; связанные с их прошлым опытом; и научиться работать с ними;
- Отделить реальность от фантазии;
- Найти сильные стороны в истории кровной семьи.
Способы сбора информации.
- Важнейший момент – медицинская карта ребёнка (начинаем заполнение с неё).
- Если знаем, кто биологические родители – изучаем медицинские карты родителей. Важно проследить генетическую наследственность, заболевания, психические явления.
- Информация социальных работников о ребёнке, о его семье.
- Успеваемость ребёнка (из бесед с учителями).
- С другими членами семьи ребёнка, с людьми, у которых есть информация о жизни ребёнка.
- Посещение мест, которые помнит ребёнок. Или не помнит, а вы знаете. Не посещать в одно время несколько мест. Может вызвать переживание бурных чувств у ребёнка.
- От работников детского учреждения, где был ребёнок.
- Каждый день, когда собираем информацию – делаем анализ того, что собрали.
В «Книге жизни» имеются следующие разделы:
- Что я знаю о себе
- Мое здоровье
- Моя кровная семья
- Общение с моими родителями и моей родной семьей
- Карты и переезды
- Мои мысли и чувства
- Особенные воспоминания
- Какой я сейчас
- Моя учеба
- Где я родился и где живу сейчас
- Неделя из моей жизни
- Будущее
- Полезные адреса и телефоны
Дети активно принимают участие в создании своей «Книги жизни». Им приятно узнать информацию о своем рождении, включая данные о том, сколько они весили, какого роста были, в какой день недели родились, и в каком роддоме, так как ни один ребенок эту информацию не знает. Не однократно встречались с родителями, родственниками, чтобы узнать данные о себе и кровной семье.
Также можно составлять с ребенком «семейное древо», или альбом с фотографиями, или записывать воспоминания. Все зависит от того, что хочет знать ребенок и как глубоко он готов «исследовать» свою жизнь. Конечно, данный метод подходит далеко не всем, так как любой человек имеет право на личные секреты.
Но часто многие дети впоследствии жалеют о том, что в свое время не занялись работой по исследованию собственного прошлого. Ведь в этом случае у ребенка, когда он повзрослеет, будет чем поделиться с родственниками и друзьями. Но все же взрослому не следует давить на ребенка, если заняться исследованием прошлого больше хочется ему, а не самому ребенку.
Контакты
МКУСО «Центр помощи детям»
456040, Челябинская область, г.Усть-Катав, ул. Строителей, д 5.
Тел.: 8(35167) 3-06-71 (Приемная), 8(35167) 3-10-45 (Бухгалтерия)
Адрес электронной почты:
Кто на сайте
Сейчас на сайте 107 гостей и нет пользователей