Основные методы сказкотерапии:

Рассказывание сказки.

Рисование сказки.

Сочинение сказки.

Изготовление кукол.

Постановка сказки.

Метод «Рассказывание сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, во-первых, потому что книжка, особенно с картинками, может отвлекать ребенка, во-вторых, потому что и сам терапевт будет вынужден отвлекаться на книгу. Рассказывая же, он сможет наблюдать за реакциями слушающего. Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

{spoiler title=Подробнее... opened=0}

Метод «Рисование сказки»

Желательно после рассказывания сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Для этих работ можно использовать как традиционные виды техник,

-обычные краски или пластилин, -так и современные, например витражные краски или масса для лепки.

Метод «Изготовление кукол»

Любое изготовление куклы – это своего рода медитация, так как процесс этот изменяет личность, задействуя мелкую моторику рук, воображение, способность к концентрации. С научной точки зрения, в процессе изготовления куклы происходит включение механизмов проекции (переноса своих эмоций), идентификации ( отождествления своей ситуации с ситуацией, в которую попадает герой) или замещения (изменение одних эмоций другими), что и позволяет добиться положительных результатов в решении проблемы.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

С помощью использования кукол можно решить следующие задачи:

Проведение психодиагностики.

Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

Развитие коммуникативных навыков.

Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

Метод «Постановка сказки»

При использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: терапевт должен знать и учитывать такие нюансы, как:

- звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

- дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

- необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

- движения психолога должны соответствовать содержанию и интонации произносимых им реплик.

 

 

В сказке дети осмысляют  разнообразные жизненные явления, события жизни. Сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому  сказки незаменимы при работе с детьми, направленной на формирование образа семейных отношений.

Занятия по сказкотерапии позволяет легко преодолеть детские комплексы, страхи, неврозы, вредные привычки, капризы.

 

Сказкотерапия  работает с  широким кругом эмоциональных и поведенческих проблем: поругался с другом, обманул,  боится темноты, тревожность, общая боязливость, грубит родителям, конфликты с родителями, трудности контакта, трудности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности,  одиночество,  неуверенность,  ощущение себя «белой вороной»  и т.д.

 

Сказкотерапия - это форма познания и лечения души. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок.

Благодаря сказкотерапии у человека формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же человек освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль.

Просто прочитать сказку ребенку недостаточно. Нужно мягко направить его к тому, чтобы он увидел в ней выход из своей проблемы, нужно  обсудить с ним сказку, подсказать ключевые моменты.

 

Читайте как можно больше народных волшебных сказок. Они  просты, и понятны, в них есть повторы (их не любят читать взрослые, но обожают слушать дети), сравнения и красивые метафоры, мало описаний и много действия. Любят дети сказки о животных. Лень, трудолюбие, трусость, храбрость, жадность, щедрость, хитрость — все человеческие «пороки» и «добродетели» оживают в образах  животных.

{/spoiler}

 

СКАЗКИ

Маленький медвежонок

Направленность: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.

Возраст: 4-6 лет.

Ключевая фраза: «Я ударю его, чтобы он меня не обидел»

Открыть сказку

Смелый гномик

Направленность: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

Возраст: 5-9 лет.

Ключевая фраза: «Мне страшно!»

Открыть сказку

   

Сказка о подсолнечном семечке

Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (детский сад). Страх самостоятельности, общая боязливость.

Возраст: 3-5 лет.

Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь!»

Открыть сказку

Сказка о Вороненке

Направленность: Неуверенность. Боязнь самостоятельности. Тревожность и боязливость.

Возраст: 5-9 лет.

Ключевая фраза: «Я боюсь, у меня не выйдет»

Открыть сказку

 

Остальные сказки

Открыть до 11 лет Открыть до 16 лет

 

1. Рассказывание сказки.

2. Рисование сказки.

3. Сочинение сказки.

4. Изготовление кукол.

5. Постановка сказки.