Советы родителям

Особенности воспитания ребенка с учетом темперамента

Для каждого типа темперамента ребенка существуют свои особенности воспитания.

ХОЛЕРИК

Сильный, неуравновешенный, безудержный.
Холерик поражает большой, неистощимой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания. Он возбудим, вспыльчив, не сдержан и нетерпелив.
Дети-холерики беспокойны, раздражительны. Они трудно приспосабливаются к требованиям в детском садике и школе.
Говорят быстро, речь эмоционально ярко окрашена, они не любят тихих занятий, спокойных игр, предпочитая подвижные, шумные виды деятельности.
В общении со сверстниками стараются быть лидерами. Таких детей иногда называют «электровеником». В семьях, где есть дети - холерики, весь колюще-режущий инструмент прячется подальше, коты живут на шкафу, а пол в доме усыпан слоем игрушек – мозаики, машинок, солдатиков, частей конструктора... Хозяин этого богатства играет с ним ровно пять минут и тут же бросает и берет что-то другое.
Такого малыша ненужно ругать (хотя сдержаться очень трудно), а осторожно осаживать. «Видишь, ты бросил машинку, и теперь она сломана. Видишь, ты ударил мальчика, теперь он боится с тобой играть, и мне придется забрать тебя домой». Если будете повторять это 50 – 100 раз, малыш поймет, что так делать нельзя.
Минусы темперамента
Очень часто у холериков проблемы с речью из-за того, что им не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки.
Ребенок холерик часто дерется, часто нарушает правила игры. Но не со зла, просто ему хочется быстрей – быстрей – быстрей. Именно в этом и заключается психология детского развития.
Предпочитает оживленные игры, сопровождающиеся шумовым оформлением, которое сам и создает.
Очень быстро схватывает новую информацию, но так же быстро ее и забывает, не любит играть в одиночестве, ему нужна публика, чтобы все видели его успех. Даже складывая мозаику, может громко комментировать все свои действия. Слышно его издалека, он разговаривает быстро и громко.
Не любит проигрывать и склонен к истерикам.
Особенности воспитания ХОЛЕРИКА

  • Энергию холерика используйте «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью.
  • Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров.
  • Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.
  • У ребенка должны быть трудовые обязанности.
  • Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.
  • Приучайте ребенка к правилам, этике общения.
  • С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек.
  • Строго соблюдать режим дня.
  • Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю - ты это умеешь».
  • Разговаривайте с ребенком о его поведении.
  • Не позволяйте ребенку быть хозяином положения и всех вести за собой.
  • Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва.
  • Научитесь предвидеть выброс сил холерика.

САНГВИНИК

Жизнерадостный, уравновешенный, подвижный, уверенный в себе.
Сангвиник быстрый, легко приспосабливается к переменам, происходящим в жизни, преодолевает «препятствия», умеет разрядить любую конфликтную ситуацию.
Ребенок сангвиник воспринимается окружающими как приветливый, открытый. Определить его легко – речь громкая, быстрая, выразительная с правильными интонациями и ударениями.
Такие дети, как правило, радуют взрослых. Родители, имея такого ребенка, чувствуют себя образцовыми. Это любознательный непоседа, но в тоже время его можно остановить и без труда переключить на другое занятие.
Дети сангвиники – желанные гости, на детской площадке - это самый «игровой» темперамент.
Они сами играют и привлекают других, любят контакты им нравиться поговорить как с ровесниками так и со взрослыми. Легко адаптируются в новом месте, очень любопытны, постоянно нуждаются в новых впечатлениях, быстро усваивают новую информацию. В ответственные моменты умеют собраться и сконцентрировать свое внимание. Такие дети не злопамятны, быстро прощают и забывают обиды.
Минусы темперамента

Когда ребенок увлекается каким-то занятием, он не может рассчитать свои силы, поэтому быстро устает от однообразия, и меняет надоевшее занятие. А если еще что-то не получается, он не будет расстраиваться и огорчаться, добиваться поставленной цели, а просто бросит это занятие и найдет себе другое. Зачем мучиться, можно же поступить проще – сменит цель! Сангвинику не хватает упорства, берется только за то, что дается ему легко.
Особенности воспитания САНГВИНИКА

  • Проявляйте строгость и требовательность.
  • Контролируйте его действия и поступки.
  • Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством;
  • Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку.
  • Учите внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.
  • Формируйте устойчивость и устойчивость интересов.
  • Мотивируйте деятельность  ребенка, через необходимость кому-либо помочь.
  • Подходить к сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.
  • По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.

ФЛЕГМАТИК

Сильный, уравновешенный, спокойный, невозмутимый, рассудительный, Флегматик на любую ситуацию реагирует с невозмутимым спокойствием и медленно.
Очень не любит перемен в образе жизни, предпочитает устойчивость, привычный круг общения, знакомые виды деятельности.
Вывести его из равновесия бывает очень трудно и не часто окружающие могут увидеть эмоции флегматика.
Дети флегматики аккуратны и старательны, терпеливы, даже если испытывают физическую боль. Они очень быстро начинают говорить, и речь плавная, спокойная без ярких эмоций и жестикуляции
Быстро учатся читать, писать.
Малыши, как правило, хорошо спят и хорошо кушают. И если, что-то не так, например: хорошо кушает, но плохо спит или наоборот - покажите ребенка доктору.
Ребенок флегматик - находка для родителей, его спокойно можно оставить в комнате одного, он будет тихо играть, ему нравятся спокойные игры; редко плачет и очень мало требует внимания к себе - ему хорошо одному.
В компании старается держаться в тени, не любит, чтобы его трогали. Если проиграл – не нервничает, если выиграл – особо не радуется. Малыши большие фантазеры, и часто играют в своем воображении самые сложные игры.
Минусы темперамента
Флегматик не любит новизны и чтобы, научиться чему-то новому, ему потребуется немало времени. Но будьте уверенны – выучит хорошо на совесть.
Такой малыш может раздать другим детям свои игрушки, но не попросит чужую.
И если вы не холерик, то жить с флегматиком очень удобно, ведь о его желании можно догадаться только по выражению глаз и мимики. А скажите, мы много внимания обращаем на глаза, на мимику, если человек молчит?
Если сангвиник или холерик, захочет, например, новую игрушку, то об этом будете знать не только Вы, но и все окружающие, а флегматик будет молчать.
Ребенка флегматика сложно чем-то увлечь, он практически не увлекается игрой, что предложили родители или сверстники в то и играет. Складывается впечатление, что флегматик течет по течению и живет так, как того хотят окружающие. Да - так да, а нет - так нет! Хотя в душе он может протестовать против этого, но никогда не пойдет наперекор, не высказывает своего мнения.

Особенности воспитания ФЛЕГМАТИКА

  • Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка правильным приемам одевания, ухода за вещами.
    • Не торопите ребенка.
    • Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность.
    • Хвалите за скорые действия.
    • Приучать к движениям, занимайтесь гимнастикой.
    • Ходите в гости; давайте поручения ребенку пойти к кому-либо.
    • Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.
    • Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.
    • Уважайте его внутренний покой.
    • Обращайтесь к флегматику в случае необходимости.

МЕЛАНХОЛИК

Ребенка меланхолика можно охарактеризовать, как легкоранимого и глубоко переживающего всё происходящее вокруг него.
Его нервная система отличается повышенной чувствительностью, ему характерны глубокие эмоциональные переживания; присутствует чувство осторожности и нерешительности.
Меланхолики трудно привыкают к незнакомым людям и новой обстановке, не любят перемен.
В то же время меланхолики очень чувствительны, имеют тонкую интуитивную реакцию на малейшие оттенки эмоций и слов. Потому они безошибочно воспринимают внутренний мир людей и точно угадывают отношение окружающих к себе.
Дети меланхолики с чужими людьми ведут себя достаточно сдержанно, они бывают замкнуты, иногда мнительны.
В привычной обстановке легко справляются с привычными заданиями, сообразительны, внимательны и отзывчивы. Речь обычно тихая, размеренная. Ребенок меланхолик может проявлять пессимизм, быть чем-то недоволен, иногда выражает беспокойство в поведении, тревожность.

Особенности воспитания МЕЛАНХОЛИКА

  • Придерживайтесь принципа постепенности.
  • Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств.
  • На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.
  • Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его  регулировать свои движения, преодолевать трудности.
  • Взрослым детям помогать действиями и советом.
  • Развивайте общение ребенка.
  • Поддерживайте положительные эмоции ребенка.
  • Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.
  • Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.
  • Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит то же самое.
  • Уважайте внутренний мир ребенка.

Каждый ребенок требует индивидуального подхода не только в процессе воспитания, но и при выборе дизайна  детской комнаты.

Приход ребенка в семью

 

ПРИХОД РЕБЕНКА В СЕМЬЮ

Ощущения ребенка-сироты в приемной семье когда-то описал Андерсен в своей сказке о Гадком утенке. Утенок умирал от холода и голода, и добрый человек принес его домой. Реакция утенка на новую ситуацию была настолько парадоксальной (он все перевернул вверх дном), что семья выгнала его из дома.

Важно помнить!

Попасть из одной ситуации, пусть плохой, НО ПРИВЫЧНОЙ, в другую, может быть лучшую, но пока неопределенную, ребенку страшно. Он испытывает эмоциональное перенапряжение, которое и управляет его поведением.

СЕМЬЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ГОТОВА К ПОДОБНОМУ СОСТОЯНИЮ РЕБЕНКА.

В ситуации первого прихода необходимо максимально сузить для ребенка поле неопределенности.

Для этого НУЖНО:

Подготовить ребенка к приезду в семью

1.Желательно заранее познакомить ребенка с членами семьи, хотя бы с помощью фотографий;

2.Нарисовать пространство своей квартиры (дома) в разрезе. Квадраты и прямоугольники разного размера обозначают комнаты, окна, двери. Попросить ребенка их раскрасить. Затем "расставить" мебель и другие предметы интерьера. Попросить ребенка их раскрасить. На листе бумаги рисуется путь до дома, где живет семья. При помощи игрушечных транспортных средств, кукол (или в воображении, если это подросток) вместе с ребенком пройти этот путь. Необходимо обратить внимание на особенности местности, здания и т.  д., которые встретятся по пути. Затем фигурки "приезжают" домой и расставляются в соответствии с пространством каждого члена семьи;

3. Написать подробный план пребывания ребенка в семье в 2-х экземплярах (если ребенок школьного возраста, 1 отдать ребенку, чтобы знал, что с ним будет дальше, другой взять себе, чтобы отслеживать ситуацию). В первое время залогом спокойствия ребенка, а значит и Вашего будет предсказуемость и последовательность событий. Необходимо вместе с ребенком сверяться с планом,  и обсуждать его изменения.

4. ВСЕ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ДОРОГИ ВАМ И КОТОРЫЕ МОЖНО РАЗБИТЬ ИЛИ "ВЗЯТЬ НА ПАМЯТЬ", ЛУЧШЕ ВСЕГО УБРАТЬ НА НЕДОСЯГАЕМЫЙ УРОВЕНЬ (ОЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ).

В СЕМЬЕ:

1. Провести по дому, познакомить со всеми, кого он не знает, используя язык поддержки и поощрения. Обязательно показать все места в доме, которые были приготовлены для ребенка.

2.В первое время желательно не приглашать никого в гости и не ходить самим - будет меньше источников для напряжения.

3. Желательно еще при входе в дом угостить ребенка чем-нибудь сладким. Ритм жевания и сладкий вкус снижают уровень стресса. Ребенку еще на пороге можно дать ту мягкую игрушку, которая исполняла роль приемного ребенка в вашем доме все это время. Пусть он прижмет ее к своей груди. Он будет чувствовать себя более безопасно в новой обстановке.

4. Если ребенок расторможен (бегает по дому, не слушается), то, возможно, таким образом, он хочет привлечь ваше внимание (вспомните о бессознательном стремлении ребенка провоцировать взрослых на наказание, о котором мы уже говорили).

5.В таком случае желательно выйти с ним из комнаты (на некоторое время оставить без публики) и объявить ему: "У нас сейчас перерыв". В другой комнате неплохо было бы дать ребенку кусочек шоколада, сесть с ним рядом, вместе покачаться под ритм Вашей самой простой песенки (стихотворения, считалки). И в последующем, когда ребенок начинает себя плохо вести, ему нужно объявить: "Перерыв" и посадить на стул (стул наказания). Это слово становится для него сигналом, что он ведет себя плохо, и началом санкции. У расторможенного ребенка обычно есть проблемы с концентрацией внимания. Он его задерживает на чем-то на очень непродолжительное время, поэтому желательно, чтобы взрослые управляли вниманием, т. е. переключали его сами на полезные для ребенка действия и вещи.

6. Если ребенок замкнулся, его на какое-то время можно оставить в покое, пока он немного не привыкнет к новому месту. Ему необходимо помочь стать более раскованным. Для этого вам нужно встать с ним на один уровень по росту и протянуть мягкую, нагретую в ваших руках игрушку, с которой он будет ходить, играть, спать и которая будет его потом ждать в семье. Общаться с ребенком можно через игрушку: вы обращаетесь к ней, шепча ей что-то "на ушко", и он вам отвечает так же.

7. Для подростка обычной является реакция эмансипации, особенно в стрессовой ситуации. В условиях депривации, в которых он воспитывался, у него накопилось очень много межличностных проблем. Жизненный опыт доказал ему, что лучше никому не доверять, а получить хоть что-нибудь от других. При этом подросток ориентирован на общение в подростковой группе. Поэтому подростка лучше принимать семье, где есть другие подростки, но старше по возрасту и способные к адекватному социальному поведению. Во всяком случае, к приему подростка нужно подготовиться и в плане обсуждения интересующих его тем. Желательно не "заглатывать наживку" провоцирующего поведения.

8. Расскажите ребенку о правилах, которые есть в семье, и договоритесь о выполнении (можно вместе с ребенком правила записать и обсудить что необходимо сделать ребенку, чтобы их выполнить).

 

С подростком можно обсудить его права. Примерный список прав.

Декларация твоих прав

1.Ты имеешь право переживать и выражать свои чувства.

2.Ты имеешь право высказывать свое мнение о различных вещах.

3.Ты имеешь право на уважительное обращение.

4.Ты имеешь право сказать другим "нет" и не чувствовать себя из-за этого виноватым.

5.Ты имеешь право остановиться и подумать.

6.Ты имеешь право передумать.

7.Ты имеешь право быть самим собой, не обязательно таким, как другие.

8.Ты имеешь право спрашивать о чем угодно.

9.Ты имеешь право ошибаться.

10.Ты имеешь право на хорошее мнение о себе.

11. … (что-нибудь еще?)

В конце каждого дня необходимо выразить благодарность ребенку за то, что он старался вести себя хорошо, сообщить о тех хороших качествах, которые Вы заметили у него,  составить их список, обсудить план на завтра.

Не смотря на не всегда адекватную реакцию, для детей первый приход в приемную семью очень важен. Обычно их впечатления отличаются яркостью и живостью.

Вот, что дети рассказывают о том, что им запомнилось при первом посещении приемной семьи.

  • Первое, когда я приехал, мне запомнилось знакомство с животными, это было очень приятно;
  • Первое воспоминание - дома красиво, никто не пьет;
  • Первое воспоминание: хорошо приняли, вкусно накормили;
  • Когда я пришел в семью, дома было очень красиво, уютно;
  • Я больше всего запомнила такую смешную игрушку: ромашку, которая смеялась, когда на нее нажимали.

Последние новости

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

Контактная информация

МКУСО «Центр помощи детям»

456040, Челябинская область, г.Усть-Катав, ул. Строителей, д 5

тел.: 8(35167) 3-06-71 (Приемная), 8(35167) 3-10-45 (Бухгалтерия)

det-domik@mail.ru

Сейчас 19 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru