Советы родителям

Приход ребенка в семью

 

{gallery /}

ПРИХОД РЕБЕНКА В СЕМЬЮ

Ощущения ребенка-сироты в приемной семье когда-то описал Андерсен в своей сказке о Гадком утенке. Утенок умирал от холода и голода, и добрый человек принес его домой. Реакция утенка на новую ситуацию была настолько парадоксальной (он все перевернул вверх дном), что семья выгнала его из дома.

Важно помнить!

Попасть из одной ситуации, пусть плохой, НО ПРИВЫЧНОЙ, в другую, может быть лучшую, но пока неопределенную, ребенку страшно. Он испытывает эмоциональное перенапряжение, которое и управляет его поведением.

СЕМЬЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ГОТОВА К ПОДОБНОМУ СОСТОЯНИЮ РЕБЕНКА.

В ситуации первого прихода необходимо максимально сузить для ребенка поле неопределенности.

Для этого НУЖНО:

Подготовить ребенка к приезду в семью

1.Желательно заранее познакомить ребенка с членами семьи, хотя бы с помощью фотографий;

2.Нарисовать пространство своей квартиры (дома) в разрезе. Квадраты и прямоугольники разного размера обозначают комнаты, окна, двери. Попросить ребенка их раскрасить. Затем "расставить" мебель и другие предметы интерьера. Попросить ребенка их раскрасить. На листе бумаги рисуется путь до дома, где живет семья. При помощи игрушечных транспортных средств, кукол (или в воображении, если это подросток) вместе с ребенком пройти этот путь. Необходимо обратить внимание на особенности местности, здания и т.  д., которые встретятся по пути. Затем фигурки "приезжают" домой и расставляются в соответствии с пространством каждого члена семьи;

3. Написать подробный план пребывания ребенка в семье в 2-х экземплярах (если ребенок школьного возраста, 1 отдать ребенку, чтобы знал, что с ним будет дальше, другой взять себе, чтобы отслеживать ситуацию). В первое время залогом спокойствия ребенка, а значит и Вашего будет предсказуемость и последовательность событий. Необходимо вместе с ребенком сверяться с планом,  и обсуждать его изменения.

4. ВСЕ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ДОРОГИ ВАМ И КОТОРЫЕ МОЖНО РАЗБИТЬ ИЛИ "ВЗЯТЬ НА ПАМЯТЬ", ЛУЧШЕ ВСЕГО УБРАТЬ НА НЕДОСЯГАЕМЫЙ УРОВЕНЬ (ОЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ).

В СЕМЬЕ:

1. Провести по дому, познакомить со всеми, кого он не знает, используя язык поддержки и поощрения. Обязательно показать все места в доме, которые были приготовлены для ребенка.

2.В первое время желательно не приглашать никого в гости и не ходить самим - будет меньше источников для напряжения.

3. Желательно еще при входе в дом угостить ребенка чем-нибудь сладким. Ритм жевания и сладкий вкус снижают уровень стресса. Ребенку еще на пороге можно дать ту мягкую игрушку, которая исполняла роль приемного ребенка в вашем доме все это время. Пусть он прижмет ее к своей груди. Он будет чувствовать себя более безопасно в новой обстановке.

4. Если ребенок расторможен (бегает по дому, не слушается), то, возможно, таким образом, он хочет привлечь ваше внимание (вспомните о бессознательном стремлении ребенка провоцировать взрослых на наказание, о котором мы уже говорили).

5.В таком случае желательно выйти с ним из комнаты (на некоторое время оставить без публики) и объявить ему: "У нас сейчас перерыв". В другой комнате неплохо было бы дать ребенку кусочек шоколада, сесть с ним рядом, вместе покачаться под ритм Вашей самой простой песенки (стихотворения, считалки). И в последующем, когда ребенок начинает себя плохо вести, ему нужно объявить: "Перерыв" и посадить на стул (стул наказания). Это слово становится для него сигналом, что он ведет себя плохо, и началом санкции. У расторможенного ребенка обычно есть проблемы с концентрацией внимания. Он его задерживает на чем-то на очень непродолжительное время, поэтому желательно, чтобы взрослые управляли вниманием, т. е. переключали его сами на полезные для ребенка действия и вещи.

6. Если ребенок замкнулся, его на какое-то время можно оставить в покое, пока он немного не привыкнет к новому месту. Ему необходимо помочь стать более раскованным. Для этого вам нужно встать с ним на один уровень по росту и протянуть мягкую, нагретую в ваших руках игрушку, с которой он будет ходить, играть, спать и которая будет его потом ждать в семье. Общаться с ребенком можно через игрушку: вы обращаетесь к ней, шепча ей что-то "на ушко", и он вам отвечает так же.

7. Для подростка обычной является реакция эмансипации, особенно в стрессовой ситуации. В условиях депривации, в которых он воспитывался, у него накопилось очень много межличностных проблем. Жизненный опыт доказал ему, что лучше никому не доверять, а получить хоть что-нибудь от других. При этом подросток ориентирован на общение в подростковой группе. Поэтому подростка лучше принимать семье, где есть другие подростки, но старше по возрасту и способные к адекватному социальному поведению. Во всяком случае, к приему подростка нужно подготовиться и в плане обсуждения интересующих его тем. Желательно не "заглатывать наживку" провоцирующего поведения.

8. Расскажите ребенку о правилах, которые есть в семье, и договоритесь о выполнении (можно вместе с ребенком правила записать и обсудить что необходимо сделать ребенку, чтобы их выполнить).

 

С подростком можно обсудить его права. Примерный список прав.

Декларация твоих прав

1.Ты имеешь право переживать и выражать свои чувства.

2.Ты имеешь право высказывать свое мнение о различных вещах.

3.Ты имеешь право на уважительное обращение.

4.Ты имеешь право сказать другим "нет" и не чувствовать себя из-за этого виноватым.

5.Ты имеешь право остановиться и подумать.

6.Ты имеешь право передумать.

7.Ты имеешь право быть самим собой, не обязательно таким, как другие.

8.Ты имеешь право спрашивать о чем угодно.

9.Ты имеешь право ошибаться.

10.Ты имеешь право на хорошее мнение о себе.

11. … (что-нибудь еще?)

В конце каждого дня необходимо выразить благодарность ребенку за то, что он старался вести себя хорошо, сообщить о тех хороших качествах, которые Вы заметили у него,  составить их список, обсудить план на завтра.

Не смотря на не всегда адекватную реакцию, для детей первый приход в приемную семью очень важен. Обычно их впечатления отличаются яркостью и живостью.

Вот, что дети рассказывают о том, что им запомнилось при первом посещении приемной семьи.

  • Первое, когда я приехал, мне запомнилось знакомство с животными, это было очень приятно;
  • Первое воспоминание - дома красиво, никто не пьет;
  • Первое воспоминание: хорошо приняли, вкусно накормили;
  • Когда я пришел в семью, дома было очень красиво, уютно;
  • Я больше всего запомнила такую смешную игрушку: ромашку, которая смеялась, когда на нее нажимали.

Советы приёмным родителям в период адаптации ребенка

 

{gallery /}

Важно увидеть, чего ребенок от вас ожидает больше всего и что для него является самым необходимым. Понаблюдайте, как ребенок выражает вам свою любовь. Очень может быть, что он общается с вами так, как ему хочется, чтобы вы с ним общались. То есть он изъясняется на понятном ему «языке любви». Например:

Если девочка постоянно говорит приемной маме о том, как мама красива, как она хорошо выглядит, то может оказаться, что ей самой требуются такие же слова поощрения.

Если ребенок чаще выражает свои чувства объятиями, поцелуями, то, скорее всего, ему самому хочется больше телесного контакта, прикосновений.

Если ребенок заваливает вас открыточками, дарит свои рисунки и поделки, то вполне может быть, что ему самому важно получать подарки.

Когда ваш ребенок требует к себе все ваше внимание: «Давай поиграем, почитаем, погуляем», - то ответное внимание с вашей стороны и время, которое вы потратите на общение с ним, будет значить для него много. Кроме того, таким же выражением любви может стать ваша помощь ребенку в том, что он сам пока не может сделать самостоятельно.

Для того чтобы определить, что для вашего ребенка важнее всего в качестве подтверждения любви, можно:

- подумать о том, как ребенок выражает свою любовь окружающим;

- вспомнить, о чем он просит чаще всего;

- обратить внимание, на что ваш ребенок жалуется чаще всего;

- дать ему возможность выбрать из нескольких вариантов.

Можно, например, сказать: «Мне хочется, чтобы мы как можно интереснее провели время. У меня сегодня почти нет дел. Что бы тебе хотелось – вместе погулять (внимание, время) или вместе приготовить вкусный обед для семьи (помощь)?» Или: «Я буду очень занята в ближайшие дни, дома буду находиться мало, я хочу сделать для тебя что-нибудь приятное. Я могу привести тебе что-нибудь в подарок или сочинить стихотворение в твою честь (поощрение)».

Кроме того, помощницей в подтверждении родительской любви может стать игра «Потому что…». В нее играют так: вам надо по очереди придумать продолжение фразы: «Я люблю тебя, потому что…» Это весело, почти не требует времени и вселяет в ребенка уверенность и спокойствие.

Дальнейшее движение семейной системы по стадиям жизненного цикла аналогично обычной семье с растущими детьми с присущими кризисами подросткового возраста и уходом детей из семьи, имеющими, однако, значительно более острый характер. Эти кризисные состояния характеризуются повышенной опасностью разрыва отношений с ребенком и также требуют пристального внимания служб сопровождения.

Последние новости

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

Контактная информация

МКУСО «Центр помощи детям»

456040, Челябинская область, г.Усть-Катав, ул. Строителей, д 5

Тел.: 8(35167) 3-06-71 (Приемная), 8(35167)3-10-45 (Бухгалтерия)

det-domik@mail.ru

Сейчас 5 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте