ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В УСТЬ-КАТАВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
Глава 1. Общие положения
1.1. Под муниципальной Службой сопровождения замещающих семей понимается организационная структура, в состав которой входят:
- административное звено: отдел опеки и попечительства администрации Усть-Катавского городского округа.
- линейное звено: отделение по устройству воспитанников в семьи граждан в муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - «Детский дом» Усть-Катавского городского округа.
1.2. Служба сопровождения руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г., Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 г., Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 г., Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 16.04.2001 №44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 № 829 "О приемной семье" (с последующими изменениями), Законом Челябинской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Челябинской области» от 23.08.2007 г. №191-ЗО, Законом Челябинской области от 17.12.2001 г. № 54-ЗО «Об охране и защите прав детей в Челябинской области» (с последующими изменениями), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Положением.
1.3. Служба сопровождения обеспечивает социально-психолого-педагогическое, правовое, информационно-методическое сопровождение замещающих семей.
1.4. В качестве замещающих семей могут выступать приёмные, опекунские (попечительские) семьи, семьи усыновителей.
1.5. Служба сопровождения может оказывать социально-психолого-педагогическую, правовую, информационно-методическую помощь кровным семьям, восстановившимся в родительских правах и испытывающим проблемы в семейной системе, а также выпускникам детского дома, нуждающихся в поддержке специалистов.
Глава 2. Порядок создания Службы сопровождения замещающих семей.
2.1. Служба сопровождения замещающих семей в Усть-Катавском городском округе создается при Управлении социальной защиты населения для обеспечения социально-психологической, педагогической, правовой и иной помощи.
2.2. Юридический адрес Службы сопровождения: муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - «Детский дом» Усть-Катавского городского округа, ул. Строителей. 5.
2.3. Служба сопровождения осуществляет свою деятельность во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти, иными государственными муниципальными организациями и учреждениями, общественными объединениями, религиозными организациями.
Глава 3. Цели и задачи Службы сопровождения
3.1. Целью Службы сопровождения является защита прав и законных интересов детей и подростков, нуждающихся в государственной защите , посредством их устройства на воспитание в замещающие семьи (усыновление, опека и попечительство, приёмная семья), а также оказание квалифицированной консультативной, юридической, психологической, социально-педагогической и иной помощи детям и подросткам, гражданам, желающим принять ребёнка на воспитание в семью, а также гражданам, уже принявшим ребёнка на воспитание.
3.2. Задачами Службы сопровождения являются:
Отделение по устройству воспитанников в семьи граждан
- разработка и реализация программ психолого-педагогического и правового сопровождения замещающих семей (опекунских, приёмных);
- подготовка кандидатов на создание замещающей семьи (диагностика эмоциональной готовности, обучение в «Школе приёмного родителя», консультирование);
- персональное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающих семей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья);
- профилактика кризисных ситуаций в замещающих семьях и оказание психолого-педагогической помощи при их возникновении;
- помощь замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: трудности периодов адаптации в новой семье, возрастные кризисы развития, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями,
- помощь в решении конфликтных ситуаций, в том числе юридического характера;
- повышение психолого-педагогической и правовой компетенции замещающих родителей, содействие предотвращению распада замещающих семей;
- взаимодействие с образовательными учреждениями, службами правопорядка, культуры, занятости подростков и молодежи в деятельности по обучению и воспитанию детей и подростков, предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
Отдел опеки и попечительства
- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, не имеющих условий для воспитания;
- обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- защита имущественных и неимущественных прав и интересов несовершеннолетних;
- контроль за условиями жизни и воспитания ребёнка (детей) в замещающей семье (усыновление, опека(попечительство), приёмная семья);
- осуществление оценки жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.
Глава 4. Основные направления деятельности Службы сопровождения
К основным направлениям работы Службы сопровождения можно отнести следующие:
Отделение по устройству детей в семьи граждан
- диагностика детско-родительских отношений: изучение и установление особенностей внутрисемейной коммуникации, привязанностей между родителями и детьми, а также находящихся в кризисной ситуации;
- индивидуальная диагностика ребёнка (по запросу) – углубленное психолого-педагогическое изучение личности приёмного ребёнка, определение её индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном определении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
- обучение в «Школе приёмных» родителей» медико социально-психолого-педагогическая подготовка граждан к приёмному родительству;
- проведение занятий в «Клубе замещающих родителей»: создание сообщества замещающих родителей, как современной и эффективной формы взаимоподдержки и повышения родительской компетенции;
- мониторинг: владение информацией о положении дел в замещающих семьях, проблемах в воспитании детей и внутрисемейных отношениях, потребностях в помощи и поддержке, посещение замещающих семей;
- профилактика: раннее диагностирование проблем взаимоотношений в замещающей семье, трудностей в воспитании и управлении поведением приемных детей, разработка конкретных рекомендаций замещающим родителям;
- консультирование: оказание помощи замещающим семьям в вопросах развития, воспитания и обучения детей посредством психолого-педагогического, юридического консультирования;
- координация: создание условий для координации и совместной деятельности замещающих родителей, педагогов образовательных учреждений, педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов, врачей и других специалистов;
- рекламно - агитационо- просветительская работа: информирование населения о деятельности Службы сопровождения, распространение материалов, связанных с устройством воспитанников в семьи граждан, сопровождением замещающих семей, привлечение внимания граждан к проблеме сиротства, создание позитивного имиджа замещающей семьи
Отдел опеки и попечительства
- контроль за условиями жизни и воспитания ребёнка (детей) в замещающей семье осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок:
-1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
-1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
-2 раза в год в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
- осуществление оценки жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.
Глава 5. Права Службы сопровождения
Служба сопровождения имеет право:
- запрашивать и получать необходимые материалы от образовательных, медицинских, оказывающих социальные услуги организаций и других аналогичных организаций и социальных служб для детей и подростков;
- разрабатывать методические рекомендации и участвовать в разработке проектов нормативных документов по вопросам развития форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления, органы опеки и попечительства по вопросам, связанным с деятельностью Службы сопровождения;
- посещать организации вне зависимости от их ведомственной принадлежности и права собственности в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей;
- посещать семьи граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
- осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством.
Глава 6. Полномочия Службы сопровождения
Служба сопровождения имеет следующие полномочия:
Отделение по устройству воспитанников в семьи граждан
- разрабатывает и реализует план мероприятий по сопровождению детей и замещающих родителей;
- принимает участие в адаптации ребёнка в замещающей семье;
- осуществляет комплексную диагностику ребенка с целью выявления проблем адаптации в замещающей семье и последующей психолого-педагогической помощи;
- организует работу по информированию и консультированию замещающих семей в области психолого-педагогических технологий;
- оказывает методическую, правовую,социально-психологическую, педагогическую и иную помощь замещающим семьям;
- осуществляет мониторинг развития ребенка и оценку его благополучия в замещающей семье;
- участвует в городских и областных мероприятиях (конференции, семинары, практикумы, тренинги и т.п.) по вопросам, относящимся к компетенции Служб сопровождения;
- организует работу консилиума с целью взаимодействия всех специалистов Службы сопровождения;
- организует работу по созданию положительного имиджа замещающих семей.
Отдел опеки и попечительства
- оценивает соблюдение прав и законных интересов подопечных,
- обеспечения сохранности его имущества;
- оценивает соответствие содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством РФ;
- участвует в работе консилиума с целью взаимодействия всех специалистов Службы сопровождения;
- организует работу по созданию положительного имиджа замещающих семей;
- оценивает соблюдение прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества;
- оценивает соответствие содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством РФ;
- даёт разрешение на совершение опекуном (попечителем) сделок по отчуждению имущества лица, в отношении которого установлена опека (попечительство);
- предварительно согласовывает расходование опекуном (попечителем) доходов подопечного:
- выявляет нарушения и устанавливает сроки их устранения;
- рекомендует опекуну меры по улучшению условий жизни подопечного и исполнение опекуном возложенных на него обязанностей;
- вносит предложение о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных Российской Федерацией (при необходимости);
- исполняет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ,
Глава 7. Порядок взаимодействия звеньев Службы сопровождения
7.1. Органы опеки и попечительства информируют граждан, желающих принять или принявших на воспитание ребенка (детей) в свои семьи, о видах помощи, оказываемой Службой сопровождения.
7.2. Отделение по устройству воспитанников в семьи граждан работает с гражданами, желающими принять и принявшими на воспитание ребенка (детей) в свои семьи, по направлению органа опеки и попечительства.
7.3. Отделение по устройству воспитанников в семьи граждан и отдел опеки и попечительства осуществляют совместную деятельность по разработке и реализации мероприятий, программ обучения граждан, желающих принять и принявших на воспитание детей в свои семьи.
7.4. Отделение по устройству воспитанников в семьи граждан участвует в заседаниях коллегиальной комиссии отдела опеки и попечительства по вопросу передачи ребёнка детей в замещающую семью.
7.5. Отделение по устройству воспитанников в семьи граждан и отдел опеки и попечительства осуществляют совместную деятельность по урегулированию и гармонизации детско-родительских отношений в кризисных ситуациях в замещающих и кровных семьях.
7.6. Отделение по устройству воспитанников в семьи граждан оказывает по запросу отдела опеки и попечительства диагностическую помощь семьям в области детско-родительских отношений.
Глава 8. Организация деятельности Службы сопровождения
8.1. Служба сопровождения создается приказом начальника Управления социальной защиты населения Усть-Катавского городского округа.
8.2. Деятельность Службы сопровождения осуществляется специалистами с высшим профессиональным (юридическим, педагогическим, психологическим, медицинским) образованием.
8.3. Руководители звеньев Службы сопровождения организуют ее деятельность и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них полномочий.
8.4. Руководители звеньев Службы сопровождения:
- обеспечивают исполнение трудового законодательства Российской Федерации;
- организуют и проводят мероприятия по подбору кадров;
- дают предложения по применению к работникам Службы сопровождения мер поощрения и дисциплинарного взыскания;
- информируют Управление социальной защиты населения о необходимости и тематике организации обучения и повышения квалификации сотрудников Службы сопровождения.
8.5. Реорганизация и ликвидация Службы сопровождения замещающих семей производится в порядке, установленном законодательством.
Глава 9. Права и обязанности сотрудников Службы сопровождения.
В своей деятельности сотрудники обязаны:
- руководствоваться настоящим Положением, нормативными документами, работать в тесном контакте с звеньями структуры;
- в решении всех вопросов исходить из интересов детей и подростков в замещающих семьях;
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
- хранить в тайне сведения, полученные в результате консультативной деятельности, диагностирования, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления коррекционной работы;
- оказывать необходимую помощь замещающим родителям,администрации и сотрудникам учреждений образования в решении основных проблем обучения, воспитания и развития детей в замещающих семьях;
- информировать детей, замещающих родителей о целях,задачах,содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение конфиденциальности обследования;
- с соблюдением установленных сроков и форм отчитываться о ходе и результатах работы перед вышестоящими организациями;
- запрещается проведение обследований и постановка экспериментов, противоречащих общечеловеческим этическим нормам.
Сотрудники Службы сопровождения имеют право:
- принимать участие в заседаниях психолого-педагогических консилиумов, методических советов, собраниях педагогических коллективов, родителей, учебных групп;
- свободно выбирать и использовать методики воспитания, учебные пособия и материалы;
- повышать квалификацию;
- на социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации педагогическим работникам.
Заработная плата работников устанавливается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии: виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера осуществляется в пределах средств, направляемых на оплату труда.