Возрастные периоды развития ребёнка – это постоянная смена критических и стабильных периодов в детском развитии.
На каждом возрастном этапе, ребёнок развивается сразу в нескольких сферах одновременно – физическая сфера (физическая способность и координация), сексуальная сфера (изучает собственное тело), интеллектуальная сфера (изучение собственного языка, способность рассуждать, решать проблемы), социальная сфера (взаимодействие с людьми), эмоциональная сфера (чувства и эмоции)моральная сфера (понимание добра и зла).
Ведущая деятельность – это та деятельность, которая занимает у ребёнка больше всего времени.
Кризис - переломные точки детского развития, отделяющие один возраст, но другого.
Младенчество до 1 года
Психика ребёнка развивается в результате совместной деятельности ребёнка и взрослого.
Ведущий вид деятельности: эмоциональное общение
Причины кризиса:
- Возникновение новых возможностей и потребностей
- Активное развитие психических процессов
Признаки кризиса:
- Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполнять желания ребёнка
- Страх потерять маму из поля зрения
- Постоянно требует внимания
Ранний возраст от 1 года до 3 лет
Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивная деятельность по средством которой ребёнок познаёт мир.
Причины кризиса:
- Стремление к самостоятельности
- Открытие новых граниу дозволенности
Признаки кризиса:
- Упрямство
- Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идёт от взрослых.
Дошкольный возраст от 3-х до
7 лет
Ведущий вид деятельности: сюжетно-ролевая игра (моделирование отношений между взрослыми людьми, выполняя их социальные роли).
Причины кризиса:
- Обретение новых социальных ролей: идёт в школу, появляется первая дружба
- На смену игре приходит осознанное обучение
Признаки кризиса:
- Манерничанье, кривляние
- Замкнутость и застенчивость, либо наоборот – агрессивность и гиперактивность.
Младший школьный возраст от 7 до 11 лет
Ведущий вид деятельности: учебная деятельность – формируется интеллектуальные и познавательные способности.
Причины кризиса:
- Приобретение эмоциональной независимости от родителей
- Половое созревание (гормональный скачок)
Признаки кризиса:
- «Я сам» в социальном смысле.
- Мотивация связанная с учёбой исчерпана, ухудшение результатов учебной деятельности.
Подростковый возраст от 11 до
15 лет
Ведущий вид деятельности: интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.
Причины кризиса:
- Переход от детства к взрослости
Признаки кризиса:
- Негативизм
- Завышенная или заниженная самооценка
- Конфликтность
Юность – от 15 до 17 лет
Ведущий вид деятельности: учебно-профессиональная деятельность
Причины и признаки кризиса:
- Выбор жизненного пути
- Страх ошибок выбранного пути
Всё можно исправить
Но что если по каким‑то причинам кризис пройден в негативном ключе? Неужели уже ничего не исправишь? Конечно, это не так. У любого человека на протяжении всей жизни есть возможность измениться. А дети очень гибки и пластичны, они способны «добирать» то, чего им не хватило когда‑то.
Например, дети, лишенные в младенчестве родительского тепла и любви, пережившие эмоциональное отвержение или потерю родителей, могут вырасти вполне адаптированными взрослыми, если будут получать больше любви и внимания на следующих этапах.
Однако в процессе взросления неправильно пережитый кризис будет отражаться на поведении ребенка, на его эмоциональном мире до тех пор, пока не разрешится « другим выводом».
Поэтому родителям важно понимать две вещи. Первое — последствия негативного выхода из детского кризиса отражаются на качестве жизни человека всю оставшуюся жизнь.
Второе — если во время кризиса допущены какие‑то ошибки, их можно исправить и дать ребенку, независимо от его возраста, возможность пережить этот конфликт в другом ключе.