- Информация о материале
- Автор: С.Г. Попова
Кризисы семейной жизни являются одной из составляющих нормального развития семьи.
Условно все существующие кризисы семейной жизни рассматриваются как два варианта кризисов.
Кризис развития. Это кризисы, предсказуемо возникающие в течение жизни и на разных стадиях развития семьи (рождение ребенка, вступление в брак, взросление детей и т.д.).
Кризис ситуации. Большинство кризисов попадают в эту категорию и являются непредсказуемыми стрессовыми факторами (потеря работы, развод, конфликты и др.).
- Возникновение семьи — стадия, условно называемая «пред-семья».
- Становление семьи (формирование единого психологического и духовного пространства).
- Рождение собственно семьи в ее разветвленной структуре (объединение двух поколений старшего и младшего).
- Взросление детей и разделение поколений.
- Отделение детей от родительской семьи.
- Повторение цикла.
Семья, как живой организм, имеет свои периоды детства, юношества, расцвета, болезней, старения и увядания. Переход от одного периода к другому часто связан с появлением противоречий в отношениях мужа и жены и как следствие может приводить к кризисам семейной жизни. Парадокс заключается в том, что кризисы семейной жизни протекают более мучительно, если семья возникла на основе страстной любви и, наоборот, спокойно и почти незаметно, если создание брачного союза было продиктовано сугубо деловыми соображениями.
Кризисы семейной жизни являются одной из составляющих нормального развития семьи. Согласно научным взглядам, «кризис» означает момент разбалансировки системы, потери соответствия или равновесия между проблемами личности и ресурсами, существующими для их разрешения.
{spoiler title=ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ opened=0}
- Первый кризисный период связан с изменением образа партнера, а именно, с понижением его психологического статуса. Если в начале семейной жизни он или она казались «самыми-самыми», то в ходе кризиса наступает момент, когда на первый план выступают недостатки близкого человека. Семейная жизнь, как маятник, в начале жизни отклонилась к положительному полюсу (позитивное преувеличение), а затем резко метнулась к полюсу отрицательному (негативное преувеличение).
Разрешение. Конструктивно переживают кризисы семейной жизни пары, которые перестают критиковать друг друга, и переходят к среднему, сбалансированному состоянию, спокойно выделяя как достоинства, так и недостатки друг друга. При этом акцент в своих отношениях они делают именно на достоинствах.
- Второй кризисный период — это психологическая усталость друг от друга, тяготение к свежести и новизне в отношениях. Нередко этот период особенно остро переживают мужчины.
Разрешение. Этот кризис семейной жизни менее болезненно переживают те семьи, в которых «ослабевает поводок» — обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности друг друга, а также там, где оба начинают искать способы обновления своих отношений.
- Третий кризисный период — рождение ребенка. Обычно его тяжело переносят и мужчины и женщины. Но мужчинам достается много страданий в первый год после рождения ребенка, а женщине во второй. Мужчины часто говорят о том, что у них в первый год очень много страхов и тревоги за семью, жена теряет работоспособность и все финансовое бремя ответственности ложиться на мужчину, это очень напряженная ситуация. В этот момент женщина почти не способна оказывать мужу поддержку, она целиком посвящает себя ребенку. Второй год жизни ребенка очень сложен для жены. Она долго была дома, вся ее жизнь была расписанием кормлений. Вот тут у женщины возникают сомнения, а интересна ли она еще мужу, а стоит ли она еще чего-нибудь как специалист.
Разрешение. Обычно выживают те семьи, где муж и жена не прекращают разговаривать друг с другом. У мужа и жены в этот период очень разные задачи, и живут они, как говорится, «про разное», к тому же полностью поглощенные в свои дела.
- Четвертый кризисный период. Обычно его выделяют все психологи и даже не психологи. Это возраст семьи — семь лет. Обычно кризис этого периода связывают со скукой в семейной жизни, но если задуматься, молодой семье еще не от чего скучать. Муж на вершине карьеры, жена продолжает профессиональный путь, ребенок стремительно растет и радует родителей ежедневными "новостями роста". Все дело в том, что в семь лет обычно в семье дети идут в школу. А что это значит? А значит это то, что молодой семье в первый раз придется показать миру, кого они вырастили. Это время первых экзаменов для ребенка, а ребенок — плод союза.
Разрешение. Так же помнить об идеализации/обесценивании. Наш ребенок, может, и не лучше чем у остальных, но уж точно — не хуже. Обычно мир хорошо принимает детей, главное чтоб родители не создали дополнительного напряжения.
- Пятый кризисный период — это кризис семейной жизни, когда ребенок превращается в подростка. Первый этап отделения ребенка от семьи, сначала это отделение только мнения. Для подростка появляются авторитеты помимо его родителей. Семьей этот период может восприниматься как развал семьи, для мужчины и женщины это нечто новое — ребенок приносит в дом еще какие-то мнения и взгляды.
Разрешение. Как ни парадоксально, но семья будет крепнуть, если немного ослабит свои границы. Это прекрасный период, когда можно проверить семью на прочность того, что она не разрушается под воздействием нового. Нового, которое приносит в семью ребенок.
- Шестой кризисный период — это тот момент, когда семья опять становиться из двух человек, ведь дети выходят из дома. Любопытно, как написать: «выходят» или «уходят»? Скорее, правильней написать про отдаление. Ребенок не уходит из семьи, родительская семья всегда остается для него убежищем, он всегда может туда вернуться. Обычно это самый сложный период для семьи. Множество пар расстаются, когда супругам по сорок лет. Это сложный период и для женщин, и для мужчин. Жизнь практически приходится перекраивать заново, искать в ней новые смыслы. Мужчины увлекаются молодыми женщинами в надежде еще раз пройти цикл от создания семьи до ухода детей, женщины часто уделяют больше внимания карьере. Отношения на этом этапе иногда понимаются как исчерпанные, миссия выполнена.
Разрешение. Обычно помогает чему-либо учиться заново, веселиться.
{/spoiler}
- Информация о материале
- Автор: С.Г. Попова
Ребёнок от рождения не имеет никаких дурных черт, он своего рода совершенство.
Ж.-Ж. Руссо
Все взрослые знают, что бывают дети тихие и спокойные, а бывают, наоборот, очень подвижные, активные да ещё и заядлые спорщики. Их постоянно сопровождают шум, гам и беспорядок. Кажется, что ручки этих неугомонных деток сами тянутся к тому, что трогать нельзя, а ножки бегут туда, куда запрещено. Такой ребенок никак не хочет придерживаться общепринятых правил поведения. Создаётся впечатление, что он специально не слушается взрослых и получает от этого удовольствие. Как приучать шалунишку к порядку, как правильно реагировать на грубость с его стороны?
Самое главное в жизни маленького человечка — Любовь: мамы и папы, бабушек и дедушек, близких и друзей. Ребенок простит вам практически всё, кроме отсутствия этого чувства. Он должен знать, что близкие люди в любой ситуации его поддержат и никогда не разлюбят. В семьях, где царит Любовь, случаи плохого поведения детей встречаются намного реже. Любить надо разумно, одновременно воспитывая в ребёнке ответственность за совершённые поступки и культивируя его стремление вырасти хорошим человеком. Найдите золотую середину — будьте строги, но не чересчур; требовательны, но справедливы; любите, но не допускайте вседозволенности.
С чего все начинается?
Взрослые думают, что у детей жизнь лёгкая, беззаботная. Конечно, детские переживания кажутся не такими сложными, как проблемы взрослых. Однако не стоит недооценивать их влияние на психику ребёнка. Если ребенок часто беспокоится, то он испытывает дискомфорт, к тому же впоследствии это может привести к хронической тревожности. Детки пугливые постараются спрятаться от свалившихся непонятно откуда страшилок в свой придуманный мир. Те, кто посмелее, встанут на свою защиту, наивно полагая, что если посильнее напугать и поколотить то, что их тревожит, потом будет вовсе и не страшно. А если эти идеи разделяет и поощряет кто-либо из взрослых, в ребёнке формируется твёрдая уверенность в том, что так и надо всегда поступать. Лучшая защита — это нападение.
Родителям важно быть ласковыми, терпеливыми, спокойными. Задача мамы и папы научить ребенка взаимодействовать с окружающими. Это вовсе не значит, что малыш не должен уметь постоять за себя. Имеется в виду лишь то, что не надо воспитывать его в постоянной готовности дать отпор всему и вся. Помните, что самый лучший учитель для малыша — вы сами. Именно на вас он хочет быть похожим, именно вам подражает.
И во многом, даже, наверное, во всём, родители определяют характер взаимоотношений ребёнка с миром, поэтому старайтесь контролировать собственные страхи и негативные эмоции.
Познавая окружающее пространство, ребёнок, в силу своей несмышлености, может ненамеренно совершать неосмотрительные поступки.
Однако родители должны серьёзно обеспокоиться, если их чадо:
— ругается со взрослыми;
— не ладит со сверстниками, обзывает их и бьёт;
— проявляет жестокость по отношению к животным и растениям;
— отбирает у детей игрушки и ломает их;
— перекладывает вину за совершённые им проступки на других;
— нарочно раздражает окружающих его людей;
— винит всех в своих ошибках;
— завистлив и мстителен;
— злится на окружающих, боится и избегает их.
Если среди перечисленного выше вы увидели черты поведения, характерные для вашего ребёнка, значит, пора задуматься о том, не нужна ли малышу ваша помощь, чтобы научить его общаться с окружающим миром без опаски и агрессии. Ребёнок, испытывающий внутренний дискомфорт, таким поведением хочет сказать, что ему плохо. Причину этого он понять не может и поэтому злится, ругается и использует любые способы, чтобы привлечь ваше внимание к себе. Малыш просит помочь ему, взрослые воспринимают его действия, как испорченность и вредность детского характера, ругают его, не подозревая, что тем самым усугубляют ситуацию.
{spoiler title=Почему дети не слушаются? opened=0}
1. Они нас слушают, но то, что они слышат, им непонятно. Непонятно главное: их что, не любят, если так кричат? Непонятно, что делать, чтобы родитель успокоился, не нервничал. Ребенок смущен и просто не знает, что делать. Ведь не могут же от него отказываться только за то, что он не любит манную кашу или не поставил аккуратно ботиночки.
2. Они не хотят, чтобы с ними так разговаривали, поэтому отказываются играть в игру «слушай своего папочку, иначе будет худо!». Если ребенок лидер или в характере выражена доминантность, он ни за что не поддержит игру, противоречащую его натуре. Если ребенка наказывают за непослушание в расчете услышать извинения, ситуация может зайти в тупик. С такими детьми нужно договариваться, делегируя им ответственность за свои поступки.
3. Послушание — это стиль поведения детей со слабой нервной системой. Им очень трудно принимать решения, брать на себя ответственность. И они прилипают к кому-то с более сильным характером. Это может быть родитель, старшая сестра... увы, и незнакомец на улице! Эти дети ведомы. Ими легко управлять, но на них нельзя положиться. Они постоянно попадают в переделки и нуждаются в контроле и поддержке.
4. Дети могут имитировать послушание. Это своего рода откуп за возможность поиграть. Их логика примерно такая: «Ладно уж, сделаю, что от меня просят, лишь бы отстали. А потом оторвусь на всю катушку!». Такие дети ведут двойную жизнь и рано понимают, что обман и хитрость — способ общения с невменяемыми, бескомпромиссными родителями. Все равно они не будут слушать возражений — умный ребенок им просто ни к чему. Ребенок все время удивляется: неужели его считают таким глупым и беспомощным? Слишком строгое воспитание формирует или зависимое, или только внешне лояльное поведение.
5. Они не будут слушать откровенных оскорблений и унижений. Постоянно ставя в пример соседскую девочку, вы больно раните душу ребенка. А кто же захочет испытывать боль и унижения? Ребенок может воспринять это как отвержение, психологический отказ и горько плакать от несправедливости.
{/spoiler}
{spoiler title=Как восстановить контакт с ребенком? opened=0}
1. Искреннее, осознанное послушание возможно только в доверительных отношениях, когда ребенок признает, что родитель пока лучше справляется с проблемами. В отличие от строгого, безусловного подчинения в доверительных отношениях ребенок может задать вопросы, которые его интересуют, не опасаясь навлечь на себя гнев родителя. Нам следует чаще задавать встречные вопросы ребенку, давая понять, что у проблемы может быть несколько решений и сейчас вы размышляете, какой вариант предпочесть. "Как, ты думаешь, лучше поступить? Могу я рассчитывать на твою помощь? Я могу тебя попросить сделать это?".
2. Если вы хотите попросить ребенка о чем-то важном, не кричите ему через всю комнату, а подойдите и приобнимите его. Физический контакт — метафора глубокого психологического контакта. Это способ передать свое спокойное и заинтересованное отношение. Это способ сказать: "Мы вместе, а это главное. То, что я тебе скажу, не нарушит наш контакт. Я надеюсь его только укрепить. Самое главное — отношения, а не желание каждого из нас".
3. Еще одно правило: смотреть доверительно в глаза ребенку. Если ваши движения грубы, а взгляд жесткий, ребенок воспримет это как угрозу, стремление оказать на него психологическое давление, а просьбу что-то выполнить воспримет как ультиматум.
4. Ваши просьбы будут выполняться, если вы не забудете поблагодарить ребенка за оказанную услугу и выполненное поручение. Теплые слова усилят в ребенке чувство, что его любят еще больше и что в его власти улучшать отношения. Ради этого стоит трудиться. Моральное, психологическое поощрение ценится детьми гораздо выше конфет. Если ребенок выбивается из этой закономерности, значит, вы не нашли слов или воспринимаетесь ребенком как человек, на чувства которого нельзя положиться, а словам нельзя верить.
5. В экстренных случаях, например при угрозе безопасности семьи, все должны слушаться старшего безоговорочно. Ребенку нужно рассказать о проблемных случаях и объяснить, что строгое соблюдение правил спасает жизнь и здоровье людей. Строгость правил и строгость родителей — это степени жестких отношений с миром. С родителями можно договариваться. Правила одинаковы для всех. Покажите, что вы сами готовы «слушаться и повиноваться» в особых ситуациях.
Из книги "Непослушный ребенок. Перезагрузка"
{/spoiler}
- Информация о материале
- Автор: С.Г. Попова
ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ.
1. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других, значимых для него людей, (например, нельзя говорить ребёнку: «Много ваши воспитатели понимают, бабушку лучше слушай! » и т. д.)
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не в состоянии выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какое-либо занятие, лишний раз помогите ему, поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
5. Чаще играйте со своим ребёнком, общение и совместные игры с родителями укрепляют веру в свои силы, возможности, развивают чувство гордости и достоинства.
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.
1. Избегайте состязаний или каких-либо видов работ на скорость.
2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
5. Чаще обращайтесь к нему по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
7. Не предъявляйте к нему завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
9. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. А, наказывая ребёнка, не унижайте его.
- Информация о материале
- Автор: С.Г. Попова
Одним из важнейших условий нормального развития ребенка является чувство безопасности, чувство защищенности и покоя. На основе благоприятного психического развития уже в раннем возрасте формируется база доверия к миру: ребенок чувствует, что ему ни что не угрожает, что он является значимым и ценным для окружающих людей.
Портрет тревожного ребенка
Тревожный ребенок как бы ожидает каких-либо неприятностей. Таких детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны.
Уровень самооценки низок, такие дети думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут эмоциональной поддержки (поощрения, одобрения) со стороны взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Как выявить тревожного ребенка
Для этого необходимо понаблюдать, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки:
-
Постоянное беспокойство;
-
Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
-
Мышечное напряжение
(например, в области лица, шеи); -
Раздражительность;
-
Нарушения сна.
Если хотя бы один из этих критериев постоянно проявляется в поведении ребенка, можно предположить, что он тревожен.
Определение тревожности
Тревожность – это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предполагают».
Следует отличать тревогу от тревожности.
Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто в самых разных ситуациях, (при ответе на занятии, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Страх может развиваться у человека в любом возрасте. Есть такое понятие, как «возрастные страхи». Своевременное появление таких страхов говорит нам о нормальном психическом развитии ребенка. Например:
в 7 - 8 месяцев – боязнь незнакомых людей;
в 1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, 1-ые мед. Страхи (врачей, боли, уколов);
после 1 года – страх одиночества, страх неожиданных звуков;
в 2 года – страх транспорта, животных;
3 – 4 года - страх сказочных персонажей, темноты;
5 – 6 лет – страх смерти своей;
6 – 8 лет - смерти родителей;
7 – 9 лет – страх опоздания в школу, порицания
(сделать что-то не так);
Подростковый возраст – страх войны (трансформация страха смерти своей и родителей.
Количество страхов изменяется от 7 – 9 в три года до 9 – 12 в 7 лет. Это нормально.
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. Вывод о высоком уровне тревожности ребенка можно сделать, если у него наблюдается «застревание» на страхах более раннего периода (например, боязнь при расставании с мамой, страх одиночества, темноты в 7 лет), а так же при преждевременном появлении некоторых страхов. Например, в 5 лет страх опозданий свидетельствует о «школьной тревожности». В таких случаях ребенку необходима помощь психолога.
Следует отметить, что спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребенка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, - вот залог уверенности и адекватной самооценки ребенка.
Родители тревожного ребёнка должны быть единодушны и последовательны в поощрениях и наказаниях. Ребенок, не зная, как сегодня отреагирует мама на сломанную игрушку или потерянную рукавицу, боится ещё больше и это приводит его к стрессу.
Пусть ребёнок живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
{spoiler title=Определяем уровень тревожности: opened=0}
Признаки тревожности:
Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Обработка результатов: Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
15-20 высокая тревожность
7-14 средняя
1-6 низкая
{/spoiler}
- Информация о материале
- Автор: С.Г. Попова
Занятия с применением мульттерапии способствуют реабилитации и творческой социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством коллективного создания мультфильмов.
Конечно, на занятиях часто царит творческий беспорядок, но нас это не смущает, мы учимся договариваться и сотрудничать. Стараемся создать пространство, где нет оценок,начальников и подчиненных и каждый участник ценен как личность.
Мы еще только начали осваивать просторы безграничных возможностей мультипликации, но все работы нашей творческой группы несут людям идеи добра и созидания.
В преддверии Нового года, каждый житель нашей планеты ожидает Деда Мороза и веселых Новогодних приключений. Наш мультфильм «Новогодняя история» рассказывает о том, как хорошо быть дружными и уметь договариваться.
Контактная информация
МКУСО «Центр помощи детям»
456040, Челябинская область, г.Усть-Катав, ул. Строителей, д 5
Тел.: 8 (35167) 3-06-71 (Приемная)